Центр сохранения культурного наследия открылся в Петербурге

Постоянной выставкой «История движения в защиту Петербурга» – она создана при поддержке Фонда президентских грантов и комитета по культуре – открылся Петербургский центр сохранения культурного наследия имени академика Б. Б. Пиотровского.

Центр сохранения культурного наследия открылся в Петербурге  | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Он разместился в помещении Петербургского отделения ВООПИиК на Захарьевской улице, 14. Это историческое здание, первоначальное построенное в 1711 году для царевны Натальи Алексеевны, сестры Петра I.

Выступая на открытии центра, Михаил Пиотровский сказал, что это трогательное событие для всей его семьи. Работа в Обществе охраны памятников была для Бориса Пиотровского важной частью его общественной деятельности. Дискуссия с Дмитрием Лихачевым о том, на какое время реставрировать парки, остается актуальной и сегодня.

Как рассказала нашей газете Елена Кононенко, автор экспозиции, она стремилась вместе с дизайнером Аркадием Опочанским создать экспозицию, которая сочетала бы подлинные предметы, спасенные в петербургских зданиях в разные годы, с документами, редкими фотографиями, натурными зарисовками. Выставка охватывает более чем столетнюю историю градозащитного движения в Петербурге – Ленинграде.

Она началась в 1903 году, когда было создано Общество архитекторов-художников. Вскоре там заработала Комиссия по изучению и описанию памятников Старого Петербурга, куда вошел весь Серебряный век русской архитектуры и искусства, от Александра Бенуа до Алексея Щусева. Они создали «Музей Старого Петербурга», предлагая всем желающим фотографировать здания XVIII – начала XIX века, которые могут исчезнуть, собирать и приносить старинные изображения и архитектурные детали с разбираемых зданий. Комиссия спасла от сноса дворец Бирона на Тучковом буяне и не допустила засыпку Лебяжьей канавки. На выставке показаны фотографии Сального буяна, прежнего дома Вавельберга на Малой Морской улице, решетки Казанского собора, которая была зашита железными листами, позже снятыми по требованию активистов. Снимки сделаны Павлом Радецким, Николаем Матвеевым и другими фотографами.

В 1909 году появилось Общество защиты и сохранения в России памятников искусства и старины. Его возглавил великий князь Николай Михайлович, историк, владелец Новомихайловского дворца (Дворцовая набережная,18). Общество сохранило от застройки Марсово поле и Таврический сад, не позволило уничтожить павильоны Михайловского замка и Новую Голландию.

На выставке представлен устав общества и объяснительная записка «К правительственному законопроекту об охране древностей». Проект был готов еще в 1912 году, но законом не стал.

В 1921 году активисты объединились в общество «Старый Петербург», чтобы продолжить исследования и просвещение. В 1938 году вышло последнее издание общества – «Решетки Ленинграда и его окрестностей»...

Движение по сохранению наследия города возродилось только в 1966 году, когда было создано Ленинградское отделение ВООПИиК. Его председателем стал Борис Борисович Пиотровский. На выставке показаны несколько его рисунков на листах бумаги с повесткой дня заседаний общества. На одном мужская маска произносит сочетания «ВООПИиК». Получается крик о помощи.

По мнению Кононенко, главной заслугой Ленинградского отделения стало создание в 1970 – 1980-е годы «техно-рабочих» проектов охранных зон по всем городским районам. Именно эта работа позволила Петербургу быстро подготовить документы для получения в 1990 году статуса объекта всемирного наследия ЮНЕСКО.

Специально для выставки были отреставрированы два деревянных, украшенных резьбой книжных шкафа середины XIX века. Они происходят из Новомихайловского дворца. В 1936 – 1948 годах там находился геологоразведочный институт ВНИГРИ, который потом переехал на Литейный проспект, 37 – 39. И когда несколько лет назад Петербургское отделение ВООПИиК поселилось там же, на чердаке были найдены шкафы, свидетели градозащитных встреч начала ХХ века. Так неожиданно встретились прошлое и современность.

В центральном зале выставки собраны раритеты. Это деревянные детали декора колокольни Никольского собора. В 2021 году из-за ветхости они сняты и стали музейными экспонатами. Реставраторы создадут их копии. Створки ворот сада Собственной дачи в Петергофе ВООПИиК получило в подарок. Мраморную скульптуру «Флейтист» с той же дачи и гипсового «Отдыхающего льва» из дома Сюзора (Кадетская линия, 21) временно предоставил КГИОП.

На вопрос, что его больше всего заинтересовало на выставке, руководитель Эрмитажа ответил: «Дверь, подаренная движением «Двери с помойки», и стенд, посвященный инвентаризации витражей». Поясню, что дивную дверь с росписью высотой около трех метров хозяева помещения в доме по Кузнечному переулку, 6, не поленились распилить на три части. Здание не является памятником, это явное упущение.

Финальный зал посвящен «тревожным адресам». Их, список, увы, не сокращается. Назову только два – Охтинский мыс и завод «Треугольник».

В ближайшие дни на сайте проекта «Открытый город» начнется запись на бесплатные экскурсии.

#музей #выставка

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 218 (7055) от 22.11.2021 под заголовком «Загадка старого шкафа».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?