В Царском Селе появится обновленная «Капелла»

Летом, в пик туристического сезона, бессмысленно пробиваться в Екатерининский дворец. Его парадные интерьеры, знаменитую Янтарную комнату лучше уступить гостям города. Внимания заслуживают живописные парки Царского Села.

В Царском Селе появится обновленная «Капелла» | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

В последние годы усилия музея-заповедника сосредоточены на Александровском парке. Отреставрированы и влились в музейную жизнь Ратная палата, павильоны «Белая башня» и «Арсенал», но все еще есть объекты, ожидающие восстановления.

В этом году ближе к осени примет посетителей «Шапель» (в переводе с французского «капелла»). Сегодня небольшой по площади, но высокий павильон укрыт строительными лесами снаружи и внутри. Вокруг идут работы по благоустройству территории.

Сооружение в виде разрушенной временем часовни на окраине Александровского парка возводилось в 1825 - 1828 годах по проекту Адама Менеласа. Две башни, одна из которых, по замыслу автора, живописно «обвалилась», соединены широкой аркой. Свет, проникавший сквозь «готическое» окно, освещал фигуры ангелов и статую Христа.

До наших дней творение Менеласа дошло в аварийном состоянии: кровля проржавела, своды ненадежны, в кирпичной кладке глубокие трещины, не имеющие отношения к замыслу автора «руины», фигуры ангелов утрачены.

Сегодня «Шапель» приведена в порядок: усилены конструкции, отремонтирована кровля, отреставрированы элементы отделки. Строительные леса позволяют подняться под купол и рассмотреть чудом сохранившийся декор.

Из менеласовских построек Александровского парка только «Шапель» сохранила подлинные резные оконные заполнения, лепнину свода, роспись стен, создающую иллюзию драпировки из ткани. Вблизи можно рассмотреть нарисованные гвоздики, которыми «прибита» ткань-обманка.

Реставраторы не вторгались в подлинные элементы декора, не восполняли утраты. То, что дошло до наших дней, они укрепили и законсервировали. Фигуры ангелов в павильон не вернутся. Отсутствуют модели для их воссоздания. Место статуи Спасителя, ныне хранящейся в Эрмитаже, займет скульптура Богоматери работы Ивана Витали.

И все же одна копия в облике исторического сооружения появится. Павильон венчала фигурка петуха. Она никогда не реставрировалась, а с военного времени хранит следы пулевых ранений. Вероятно, в меткости упражнялись немецкие солдаты. В «двойника» сотрудники музея-заповедника вложили письмо коллегам из будущего, в котором рассказали о своих заботах и мечтах. Сообщили, что в музее работают почти тысяча человек, в год он принимает больше 3,5 миллиона посетителей, одновременно реставрирует десять объектов, а на 700 рублей - стоимость билета - можно купить: буханку хлеба, пакет молока, мороженое, путеводитель «Прогулки с Екатериной», четыре раза прокатиться в метро.

- Для нас «Шапель» не просто очередной объект, - говорит директор музея-заповедника Ольга Таратынова. - Коммерции от него не ожидается, вход будет бесплатным. Реставрация павильона повлекла за собой восстановление огромного куска парка - больше 25 га. Мало отреставрировать сооружение, выполнить консервацию живописи. Объекту нужны электрические сети, охрана, необходимо осушить и привести в порядок окружающую территорию...

Рядом с павильоном была замечательная сиреневая аллея, теперь утраченная. Мы занимаемся ее возрождением. Некоторые посетители пойдут другой дорогой на «Шапель», и ее тоже надо приводить в порядок. Сиреневую аллею пересекал мост, он был в аварийном состоянии. Его включили в программу, сегодня он сияет.

Общая стоимость работ составила 154 миллиона рублей. Больше половины из федерального бюджета, остальное - внебюджетные средства музея.

Внутри павильона будет развернута экспозиция, посвященная его истории.

В числе десяти объектов, реставрируемых музеем-заповедником, есть еще одно творение Менеласа - комплекс «Императорская ферма». В него входили павильон высочайшего присутствия, молочня, коровник, сараи для мериносов (тонкорунных овец), дом смотрителя и другие строения. На ферме отбирались лучшие породы скота для российского животноводства и производились молочные продукты для нужд высочайшего двора.

Часть комплекса отремонтировали и приспособили для современных нужд в 1990-е годы, но многие постройки не использовались и пришли в аварийное состояние.

Императорская ферма вошла в федеральную программу «Культура России (2012 - 2018 годы)», она должна стать многофункциональным центром, ориентированным в основном на детскую аудиторию. Здесь будет конюшня, мини-зоопарк с домашними животными (овцами, козами, кроликами), кафе, выставочные площади, хранилища для карет и саней...

Сегодня по территории бывшей императорской фермы перемещаться непросто, сплошь рытвины и ухабы. Она похожа на большую строительную площадку. Так и есть, уже проложены инженерно-технические сети, отремонтированы и отреставрированы здания.

Центральный корпус, в прошлом служивший коровником, где выводили идеальные породы скота, почти завершен. Он будет использоваться как конюшня. Просторное здание - крест по форме с выходами на четыре стороны. Свет проникает через световой фонарь на потолке, на стенах - метлахская плитка, на полах - специальное покрытие. Стойла готовы принять тридцать лошадей, у музея их пока пятнадцать. В птичнике поселятся павлины, а в бывшей бане - обитатели мини-зоопарка. В молочном павильоне разместится детский экологический центр.

Планы на комплекс бывшей императорской фермы у музея-заповедника большие. Стоимость его приспособления под современные нужды оценивается в 524 миллиона рублей. 400 миллионов 700 тысяч - из федерального бюджета. По оценкам специалистов, работы выполнены на 75%.

В этом году и, вероятно, в следующем бывшая императорская ферма не откроет двери для посетителей. Но есть еще один реставрационный объект ГМЗ «Царское Село», который они скоро увидят в полном блеске. Речь идет о мраморном фонтане в Собственном садике. Последние три десятилетия как водомет он не функционировал, представлял собой парковую скульптуру.

Восьмиугольный бассейн из белого каррарского мрамора с вазами-кашпо на углах и большой чашей в центре украсил Собственный садик в 1866 году. Проект архитектора Александра Видова и скульптора Грациозо Ботта. Это самый большой фонтан в Царском Селе, и он дошел до нашего времени в первозданном виде.

Екатерина II думала об устройстве фонтанов, но в отличие от Петергофа Царское Село стоит не у берега залива, технических возможностей исполнить желание императрицы не было. Возможность возникла во времена Александра II, когда появились насосные станции.

К сожалению, у гидротехнического сооружения в Собственном садике от рождения был дефект - его питала водопроводная сеть. Кроме того что фонтан требовал огромного расхода воды, его губило ее качество. Известковая вода впитывается в мрамор, из белоснежного он становился желтым.

В середине 1980-х - начале 1990-х годов фонтан отреставрировали, но воду вскоре отключили. Два года назад его оградили забором. Сложное сооружение не стали разбирать, реставрировали на месте. Восстановили разрушенную гидроизоляцию, склеили расколотые элементы, восполнили утраты, расчистили поверхность мрамора...

Важная деталь: фонтан будет питать очищенная вода, циркулирующая в замкнутом цикле. Есть надежда, что он будет работать долго.

#мост #ремонт #троицкий мост

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 143 (6252) от 08.08.2018 под заголовком «Цель — «Шапель»».

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Павка Корчагин – святой или фанатик?
22 Мая 2017

Павка Корчагин – святой или фанатик?

В театре-фестивале «Балтийский дом» - премьера: Анатолий Праудин поставил спектакль «Как закалялась сталь» по роману Николая Островского.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Квест на Парадной лестнице
11 Мая 2017

Квест на Парадной лестнице

Эрмитаж продолжает масштабный проект «Штурм Зимнего», приуроченный к 100-летию Октябрьской революции. Это точечные выставки-квесты, которые в течение года открываются в разных частях музея.