«Царское Село» отметит юбилей воссоздания Янтарной комнаты
31 мая музей-заповедник «Царское Село» отметит двадцатилетие воссоздания Янтарной комнаты. К этому событию приурочена выставка в Екатерининском дворце. Она представит раритеты из солнечного камня из собрания музея и изделия Царскосельской янтарной мастерской. Как говорит директор музея-заповедника Ольга Таратынова, это знак благодарности тем, кто воссоздавал «восьмое чудо света».
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Янтарный кабинет — подарок Петру I прусского короля Фридриха Вильгельма в связи с заключением союза между Россией и Пруссией. Петр I писал тогда императрице Екатерине: «К (ороль) подарил меня изрядным презентом яхтою, которая в Потсдаме зело убранная, и кабинетом Янтарным, о чем давно желали». Согласно сохранившейся описи, дар был доставлен в Санкт-Петербург в 18 больших и малых ящиках с готовыми панелями и большим количеством ранее не использовавшихся фрагментов. К документам прилагались наставления, как распаковать янтарные украшения перед монтажом.
Доставленные и распакованные панно осмотрел Меншиков и сообщил царю, что ценный груз доставлен благополучно: «Некоторые маленькие штучки повыпадали, однако ж заклеить, а хотя б иных и не было, то можно вновь ставить. Истинно сказать, что самая диковина, которой на свете подобной не видал».
Неизвестно, как Петр I намеревался поступить с подарком. А вот его дочь, императрица Елизавета Петровна, вскоре после вступления на престол распорядилась разместить дар прусского короля в строившейся для нее новой зимней резиденции — Третьем Зимнем дворце. Почти десять лет спустя она же приказала Растрелли создать новую Янтарную комнату в Большом Царскосельском дворце. Специальная команда вручную перенесла ящики из столицы в загородную резиденцию.
Зал, отведенный для Янтарной комнаты, был гораздо больше ее прежних размеров. Растрелли разместил панели симметрично, разделив их пилястрами с зеркалами и украсив комнату деревянной золоченой резьбой. Там, где янтаря не хватало, стены были затянуты холстом и расписаны «под янтарь».
Немало средств в уникальный интерьер вложила Екатерина. При ней выполнили янтарный столик-консоль, смонтировали янтарную панель над одной из дверей. По указу императрицы расписные холсты нижнего яруса стен заменили янтарными панелями. На их изготовление ушло четыре года и 450 килограммов янтаря. К 1770 году Янтарная комната приобрела свой окончательный вид.
Янтарный убор, занимавший три стены, был расположен в три яруса. Центральный ярус составили восемь больших вертикальных панно. В четырех из них установили флорентийские мозаики с изображением аллегории пяти чувств: Зрение, Вкус, Слух, Осязание и Обоняние. В промежутках расположили высокие зеркальные пилястры. Прямоугольные янтарные панно были помещены в нижнем ярусе комнаты.
В XIX веке Янтарная комната реставрировалась трижды: в 1833, 1865, 1893 – 1897 годах. Небольшие реставрационные работы велись в 1933 – 1935 годах. На 1941 год была намечена серьезная реставрация памятника.
В первые дни Великой Отечественной войны в Екатерининском дворце началась эвакуация музейных ценностей; из‑за хрупкости янтарных панелей решено было их не демонтировать, а произвести консервацию на месте: панно оклеили бумагой, затем марлей, обложили ватой и закрыли деревянными щитами.
Когда в Пушкин вошли немецкие части, специалисты команды «Кунсткомиссион», которая занималась вывозом художественных ценностей, сняли янтарные панно и отправили в Кенигсберг. В дарственной книге Кенигсбергского музея сохранилась запись о том, что Янтарная комната подарена музею Германским государственным управлением дворцов и садов. Янтарные панно и резные позолоченные двери были выставлены в одном из залов Кенигсбергского замка, где находился музей янтаря. Его директор А. Роде в 1944 году писал, что Янтарная комната, вернувшись на свою родину, является лучшим украшением Кенигсберга.
Это было последнее место, где демонстрировалась уникальная отделка. В 1944 году, при отступлении немцев, панели снова были разобраны, упакованы в ящики и вывезены в неизвестном направлении.
С этого времени следы подлинной Янтарной комнаты теряются. Ее судьба остается загадкой. Многочисленные поиски не дали результатов.
Возможность воссоздания памятника вызывала большие споры. В распоряжении реставраторов были только черно-белая фотография янтарных панно, один довоенный цветной слайд, акварель, запечатлевшая деталь с монограммой прусского короля, и около полусотни мелких кусочков янтарного декора. Как можно по скудному материалу восстановить чудо?
Первые десять лет с 1979 года, когда вышел указ о восстановлении Янтарной комнаты, работа шла медленно. Это было время научных исследований. Надо было возродить утраченные технологии художественной обработки янтаря и флорентийских мозаик. По немногим подобранным с пола осыпям янтаря, сохранившимся в фондах, определить цветовую гамму, понять, какими способами красить камень.
Работы по воссозданию янтарных панно по проекту архитектора А. Кедринского начались в 1983 году. Через год в Янтарной комнате появились живописный плафон, верхний ярус комнаты, расписанный «под янтарь», и наборный паркет. Участки, занимаемые янтарными панно, временно затянули холстом.
В 1994 году были установлены первые янтарные панели нижнего яруса и угловой столик, воссозданные реставраторами Царскосельской янтарной мастерской. В апреле 2000‑го в музей-заповедник вернулись обнаруженные в Германии наборный комод русской работы конца XVIII века и флорентийская мозаика «Осязание и Обоняние», входившие в первоначальное убранство комнаты. Это стало триумфом ленинградской школы реставрации. Подтвердилась уникальность метода специалистов Царскосельской янтарной мастерской. Воссозданная мозаика и оригинал практически совпали.
Работы продолжались 24 года, и к 300‑летию Петербурга полностью восстановленная легендарная Янтарная комната приняла первых посетителей. С тех пор ее магия не слабеет. Шедевр, воссозданный специалистами Царскоселькой янтарной мастерской, влечет к себе множество людей.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 96 (7425) от 30.05.2023 под заголовком «Магия янтарного чуда».
Комментарии