Трудное сделать привычным

Роль графа фон Кролока в мюзикле «Бал вампиров» сделала Ивана Ожогина звездой не только петербургской, но и европейской сцены. В 2013 году он сыграл этого же героя в Театре Запада в Берлине. После того как грандиозный вампирский бал завершился, последовали главные роли в столь же зрелищных мюзиклах «Пола Негри» и «Мастер и Маргарита» в Петербурге, «Призрак оперы» в Москве. 4 декабря в Театре музыкальной комедии состоялась премьера спектакля «Джекилл & Хайд» Ф. Уайлдхорна по повести Роберта Льюиса Стивенсона «Странная история доктора Джекилла и мистера Хайда». Исполнитель главной роли Иван ОЖОГИН снова напомнил зрителю, что душа человека – поле боя, где добро борется со злом. Накануне премьеры с артистом встретилась наш корреспондент.

Трудное сделать привычным | ФОТО © Юрия БОГОМАЗА

ФОТО © Юрия БОГОМАЗА

– Иван, после «Бала вампиров» вы, как говорится, проснулись знаменитым. Но это же не первая ваша работа.

– Да, я, например, участвовал в мюзикле «Норд-Ост». Это был один из лучших российских мюзиклов – если бы он продолжался, наверняка собирал бы аншлаги, и у меня был шанс добиться успеха. Но судьба, как многие помнят, распорядилась иначе, и спектакль живет только в сердцах ценителей жанра... «Бал вампиров» еще до начала работы у нас я видел несколько раз за рубежом – и было понятно, что у его петербургской постановки будет большое будущее. Поэтому надо было использовать этот счастливый случай как трамплин, который позволит мне двигаться дальше в театре, кино, концертной деятельности. Надо было достичь определенной степени узнаваемости и зрительской любви. Если бы мне не удалось сделать роль по-настоящему интересной и запоминающейся, пришлось бы долго ждать новых проектов. Так что я очень благодарен судьбе и всем, кто дал мне возможность выразить себя. Завершилась эта попытка для меня удачно: режиссер Корнелиус Балтус, ставивший этот же мюзикл в Берлине, предложил мне выучить роль фон Кролока на немецком, и после прослушивания меня утвердили на ту же роль в Берлине.


– Сейчас даже маститые певцы, преподаватели вокала, стремятся засветиться по телевизору, чтобы получить народную славу. Это стало возможным после появления шоу «Голос».

– Я участвовал в конкурсах, когда был студентом, поскольку на начальном этапе пути всем артистам нужно выходить на сцену и доказывать, чего ты стоишь. А вот у состоявшихся в профессии людей отношение к конкурсам и телешоу разное, и оно, наверное, зависит от целей и склада характера. Есть те, для кого это важно и кто умеет «драться», «работать локтями и зубами» (ни для кого не секрет, что такое шоу-бизнес), а мне это неинтересно, «драться» я не хочу. Есть актеры, которые идут на телешоу под влиянием всеобщего убеждения, что там другие деньги, другая слава... Но затрата сил и времени на это колоссальная, а результат сомнителен. Ну будут узнавать, и что? Мастерства от этого не прибавится. Затраченные силы и время будут отобраны у реальной работы. А она для меня важнее.


– Вы полностью отрицаете необходимость конкурсов для роста состоявшихся актеров?

– Нет, конечно. Но я лучше буду участвовать в кастингах, а это тоже конкурсы, и вот они действительно много дают артисту мюзикла в плане профессионального роста.


– Что сложного для вас было в роли Эрнста Любича в мюзикле «Пола Негри»? Эту же роль исполняли и Гоша Куценко, и Максим Леонидов...

– Эрнст Любич – моя первая роль, где основной была драматическая составляющая. Для этого персонажа написаны одна ария и пара небольших дуэтов, и написаны они скорее для актера, а не для певца. Мне было важно преодолеть недостаток опыта работы в драматическом театре. Работа над этой ролью помогла мне потом прочувствовать «закадровый» текст в «Мастере и Маргарите». А плохо прочесть текст Булгакова было просто недопустимо.


– Как чувствует себя артист, участвующий в 3D-мюзикле? Это проще или, наоборот, сложнее, чем играть в традиционном спектакле?

– Станиславский говорил: «Трудное надо сделать привычным, привычное – легким, а легкое – приятным». Я не могу сказать, что чувствую себя там как рыба в воде, это какая-то другая реальность. К тому же этот жанр только рождается, и пока трудно судить, есть ли будущее у такого искусства. Пусть решают зрители, что им интереснее. Мне пока все же ближе более традиционные способы постановки спектаклей. Хотя, конечно, для меня это был интересный опыт.


– Ваше личное представление о Воланде, которое наверняка сложилось еще в юности при прочтении романа «Мастер и Маргарита», совпало с видением продюсеров одноименного мюзикла?

– Прежде этот герой был очень от меня далек. Более или менее его понял, когда стал готовиться к роли Воланда: перечитал роман, специальную литературу, провел своего рода исследование. Мне Воланд казался менее страстным, чем создателям мюзикла, не таким импульсивным, скорее, спокойным и уравновешенным: он все видел тысячи раз, все в жизни повторяется снова и снова... Наше с продюсером видение оказалось разным, мы искали компромисс. Если бы я пошел против, стал диктовать какие-то свои соображения и мне бы дали их реализовать, общая картинка не сложилась бы. У зрителя возникло бы ощущение, что этот герой попал сюда из другого спектакля.


– Вы ведь раньше пели в составе Хора донских казаков, одного из самых известных российских хоров на Западе.

– Я и сейчас с удовольствием пою в Хоре донских казаков (Bolschoi Don Kosaken. – Авт.) под управлением Петра Худякова, когда они приезжают в Россию или когда у меня есть возможность полететь в Австрию. К сожалению, сейчас редко получается совмещать мою основную деятельность в театре и пение в хоре. Но необходимость петь в хоре чувствую часто. Когда есть возможность, пою в монастырском хоре при Николо-Угрешском монастыре. Получаю от этого душевное спокойствие... Уравновешиваются чаши весов. Это ведь тоже вызов самому себе: месяц ты поешь мюзиклы – это одна манера пения, и совсем другое дело – прийти и влиться в хор, чтобы не выделяться из общего звучания, но тембрально его украсить. Хор – это кружево, которое создается из десяти – пятнадцати голосов, и требуются совсем другие усилия, чтобы достичь созвучия. Мне необходимо такое преодоление. Это придает энергию и желание двигаться дальше, позволяет по-новому взглянуть на обыденные и привычные вещи.


– Планируются ли сольные проекты или пока в душе у вас только театр?

– Для подготовки солидных концертных программ требуется много времени. Это в планах на будущий год. В ближайшее же время выступлю в двух проектах в Петербурге. 16 декабря в Большом зале Филармонии в рамках фестиваля «Площадь искусств» будет очень интересный концерт. Прозвучат фрагменты из мюзиклов Эндрю Ллойд Уэббера, в том числе и российские премьеры. 17 декабря пройдет концерт совсем иного рода – вместе с молодым талантливым ансамблем «Эссе-Квинтет» мы планируем собрать самых верных поклонников на новогодний вечер в «Чаплин-холле».

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 233(5359) от 11.12.2014.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.