Трубка, скрипка и девица Воронцова
В Большом Меншиковском дворце Ораниенбаума открыли после реставрации знаменитые покои Воронцовой.
ФОТО Игоря ЛЮБИМОВА
Во второй половине XVIII века здесь жила фаворитка императора Петра III - фрейлина Елизавета Воронцова. Между прочим, родная сестра Екатерины Дашковой. Но судьба была ей уготована совсем иная, чем у сестры, имя которой до сих пор почитают в России.
- Фрейлина Елизавета Воронцова, может быть, была не так проста, как нам рассказывали долгие годы. Не случайно император Петр III говорил, что мог бы бросить все и оставить себе «только трубку, скрипку и девицу Воронцову», - сказала директор ГМЗ «Петергоф» Елена Кальницкая во время церемонии.
История любви императора и фрейлины удивительна. Петр Федорович присмотрел девушку, еще будучи великим князем, когда ее зачислили в придворный штат. Хотя, если верить современникам, она была совсем не хороша собой. Великая княгиня Екатерина Алексеевна, будущая императрица, в своих «Записках» называет ее «...очень некрасивым, крайне нечистоплотным ребенком с оливковым цветом кожи, а после перенесенной оспы стала еще некрасивее, потому что черты ее совершенно обезобразились и все лицо покрылось не оспинами, а рубцами». Екатерина, конечно, - лицо заинтересованное, но и другие нелестно отзываются о внешности Воронцовой: и «простонародная»-то она, и «толстая и нескладная», а еще «обрюзгшая», «широкорожая». Но Петра Федоровича, который и сам красотой не блистал, возможно, привлекали именно такие женщины, с ними он чувствовал себя свободнее.
- У них были очень тесные отношения, масса общих интересов. Они, например, вместе музицировали. То есть их отношения не укладывались в схему «император - фаворитка», - рассказал журналистам заведующий сектором «Большой Меншиковский дворец» ГМЗ «Петергоф» Глеб Седов.
Оба любили кроме музыки еще карточную игру, питали страсть к табаку и бургундскому вину. Им вдвоем было совсем не скучно.
Во дворце по велению Петра для Воронцовой были обустроены в 1758 - 1759 годах покои на месте служебных палат меншиковского времени. Ее комнаты находились прямо под его собственными покоями. В опочивальне фаворитки была потайная дверь, через которую по винтовой лестнице она могла быстро попасть к императору. Сейчас, увы, здесь обычная современная дверь с надписью «Выход».
Но вряд ли стоит сочувствовать обманутой жене - Екатерине. На ее половине тоже имелась своя потайная лестница - для встреч со Станиславом Понятовским.
Комнатки Воронцовой маленькие, потолки невысокие - габариты в общем напоминают о современных квартирах. Только отделка, конечно, совсем иного уровня: лепнина, позолота, наборный паркет.
Центр покоев фаворитки - Зал Дианы. Диана - богиня-охотница, поэтому потолок украшает лепная отделка в стиле рококо на охотничью тематику. Рядом располагается опочивальня Воронцовой, которая сообщается с миниатюрным будуаром. Его называют Золотым кабинетом из-за великолепной золоченой лепнины на потолке.
Опочивальня фаворитки в 1770 - 1780-е годы стала частью личных покоев императрицы Екатерины II. Вероятно, в это время здесь появился живописный плафон, который, возможно, был выполнен по рисунку Антонио Ринальди. Перевязанные голубыми лентами ветви с листьями и цветами напоминают часто встречающийся в творчестве мастера декоративный мотив, известный как «цветок Ринальди». Плафон сохранился до наших дней. Реставраторы привели в порядок элементы первоначального декора потолков Зала Дианы, опочивальни Воронцовой и Золотого кабинета, дошедшие до наших дней. Отделку стен восстановили в стилистике того времени.
Что стало с Воронцовой, когда Петр III попал в опалу? Она осталась ему верна. Если верить воспоминаниям современников, женщина умоляла власти позволить ей отправиться в ссылку вместе с Петром. Она так цеплялась за своего сердечного друга, что ее буквально силой отрывали от него. После того как Петра убили, взошедшая на престол Екатерина позаботилась о своей былой сопернице, даже купила ей дом в Москве и подыскала мужа, с которым она прожила до самой смерти.
Елизавета Воронцова не была красива и умна, она не хватала звезд с неба в отличие от своей сестры. Но вряд ли ее можно назвать неудачницей. Ведь прошло столько лет, а мы о ней помним.
Комментарии