Трофеи с полей Сурхарбана. Как прошел в Петербурге бурятский летний праздник

В выходные на стадионе «Приморец» вовсю ломали кости. Пугаться не надо: речь идет о старинном бурятском состязании по разбиванию говяжьей хребтовой кости — хээр шаалган. Эта игра — одна из важных составляющих Сурхарбана — главного летнего спортивного праздника бурят. Сур-харбаан переводится с бурятского как «стрельба в сур» (сур — «кожаная мишень»). Со временем обозначение состязания стрелков перетекло в название праздника.

Трофеи с полей Сурхарбана. Как прошел в Петербурге бурятский летний праздник | ФОТО автора

ФОТО автора

Есть у него и другое, более древнее, имя: Эрын гурбан наадан — «три игрища мужей». Когда‑то в бурятском обществе соревнование было средством решения споров — победитель выигрывал дело на арене, а не в суде.

Теперь же просто выбирают лучших — самых сильных, ­быстрых, ловких, выносливых и дружных. И еще — артистичных: обязательными пунктами программы традиционного двенадцатичасового марафона Сурхарбан в Петербурге являются народные песни и танцы.

Танцоры и вокалисты перед трибуной в ярких национальных костюмах, на трибунах — щедрая на аплодисменты пуб­лика. Вот звучит морин-хуур (в 2005 году этот монгольский инструмент был включен в Список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО). В руках студента Российского государственного института сценических искусств Мунхбаат Тувсана смычок и две струны морин-хуура способны создавать в сознании слушателей живые картины: всадник на невысоком быстром коне, несущемся галопом по бескрайней степи наравне с ветром…

Кажется, что о чем‑то загадочном и даже потустороннем рассказывает песня в исполнении мастера тувинского горлового пения Саян Артына. В древние времена буряты-скотоводы общались при помощи таких гортанных звуков с животными, а также с богами — обычный человеческий голос для этого не подходил.

Главная дисциплина, давшая имя празднику, — это, конечно же, стрельба из лука. Вплотную друг к другу на траве расставлены суры. Раньше это были комки шерсти, обшитые кожей, сейчас — небольшие ярко-оранжевые резиновые блоки. У бурят стрельба обычно ведется с дистанции 30 луков или 20 луков (национальный лук длиной около 160 см). Сейчас же дистанция — 35 метров. Впрочем, и сами современные спортивные луки заметно мельче бурятских…

Эта огороженная лентами поляна стала центром притяжения для молодежи задолго до начала соревнований, ведь здесь основам обращения с луком ­обучали всех желающих. Кстати, многие юноши и девушки, впервые взявшие в руки лук, осваивали его на удивление быстро.

У праздника «Три игрища мужей» (который теперь называют Сурхарбаном), прошедшего в Петербурге в День России, игр и спортивно-творческих дисциплин было не три, а куда больше, да и участвовали в них не только мужчины, но и женщины, девушки, дети. Как в традиционных национальных состязаниях (борьба барилдаан, стрельба из лука, игры в кости), так и в привычных современному горожанину легкой атлетике, волейболе, мини-футболе и армрестлинге. Для многочисленных несовершеннолетних гостей Сурхарбана в дальней части стадиона провели эстафету «Папа, мама и я — спортивная семья» и обучали национальным забавам.

Показали ребятне и игру по ломанию кости, в которой традиционно выявляют сильнейших среди бурятских мужчин, хээр шалган. Не пожалели на это нескольких штук дефицитного одноразового инвентаря.

В Петербурге, когда рубят говядину, хребтовые кос­ти не сохраняют. А в Бурятии их оставляют целыми. Так что 60 костей для сегодняшнего соревнования нам привезли оттуда, — рассказывает участник соревнования, студент железнодорожного техникума, будущий путеец Анатолий Санаев. Учиться ломать кости он начал в девятом классе.

Анатолий крепко берет в руку кость, чуть наклоняется, делает несколько замахов другой рукой… Мощный удар ребром сжатой в кулак ладони — и позвоночная часть кости отлетает в сторону под аплодисменты зрителей.

Если кость не сломалась с одного удара — выбываешь из игры, — поясняет Санаев. Правда, замечает он, те кости, что петербургским бурятам прислали к празднику, маленькие, для любителей: — Такие маленькие кости у нас могут разбить 6 – 7‑летние дети, которые тренируются. 

По его словам, у этой игры, ­несмотря на кажущуюся простоту, существует много тактик и техник удара.

В Бурятии проводятся большие турниры по хээр шаалган — приезжают спортсмены из Монголии, Китая. Каждая команда помимо денежного взноса делает и взнос костями в турнирный фонд. Призы серьезные — победитель может получить машину и даже квартиру в центре Улан-Удэ…

Сурхарбан2_Юш-И.jpg

ФОТО автора

Как же тренироваться здесь, в Петербурге, если нужной ­кости днем с огнем не сыщешь?

Отрабатывать технику можно на палках, сухих ветках, я так и занимаюсь, — говорит парень.

А вот древняя бурятская и монгольская народная игра шагай наадан (также входит в Список нематериальных сокровищ ЮНЕСКО) — безо всякого ­экстрима и выглядит очень мирно. В ней используют мелкие бараньи косточки (шагай — «баранья лодыжка»). Игроки щелкают по одной, стараясь подвинуть другую. Несмотря на то что это тихая настольная игра, страсти вокруг трех конкурсных столов кипят нешуточные…

Церемония награждения победителей Сурхарбана-2022 и финальный концерт (как без него?!) состоялись на стадионе «Приморец» поздним вечером. Всего в мероприятии приняли участие более 700 человек.

Первый Сурхарбан в Петербурге прошел еще в 2000 году, и с тех пор стал любимым праздником для представителей бурятской диаспоры города и их друзей. Не каждый год его удавалось проводить — ­иногда не хватало средств на столь масштабное мероприятие, потом грянула пандемия… Но нынче молодежь уже не попросила, а потребовала праздника, которого в городе не было пять лет! Инициативу бурятского волейбольного сообщества в Петербурге поддержали многие старшие товарищи: комитет по физической культуре и спорту Смольного, правительство Республики Бурятия, дацан Гунзэчойнэй, бурятская национально-культурная автономия «Хунхэр».

Сурхарбан — это важная составляющая часть материальной и духовной бурятской культуры, с которой мы стараемся знакомить петербуржцев, — говорит Цырендари Самбуева, президент петербургского фонда поддержки и развития бурятской культуры «Ая-Ганга», организовавшего праздник.

С ней солидарен и настоятель дацана Гунзэчойнэй Буда Бадмаев:

Мы должны не только возрождать свои традиции, связанные с национальной культурой, но и знакомить с ними жителей города. И я считаю знаменательным тот факт, что летний праздник Сурхарбан проходит в День России. Бурятия является неотъемлемой частью нашей большой родины, и этот праздник нас объединяет. Важно, чтобы мы все понимали, что мы являемся ­частью и этой страны, и этого большого и прекрасного города — Санкт-Петербурга. Мы здесь живем, учимся, работаем, достигаем тех или иных высот — и духовных, и мирских. Ничто лучше не объединяет, как общечеловеческие и духовные ценности.

#праздник #Бурятия

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 106 (7189) от 15.06.2022 под заголовком «Трофеи с полей Сурхарбана».


Комментарии