Трое в лодке, не считая остальных

Актер театра и кино Андрей Носков известен широкой публике по своим ролям в популярных сериалах «Кто в доме хозяин?» и «Мужчина во мне». Однако список его театральных ролей превосходит фильмографию. Он играл во многих петербургских театрах. Но в последнее время Андрей Носков любит находиться и по другую сторону занавеса: как режиссер он ставит спектакли в совместном с братом творческом товариществе «Носковы и компания»; как продюсер работал в нашумевших мюзиклах «Пола Негри», «Мастер и Маргарита»... Две его постановки с успехом идут на сцене Театра эстрады им. А. Райкина: комедия «Здрасьте, я ваша тетя!» и мюзикл для всей семьи «Мама-кот». 28 сентября здесь же Андрей НОСКОВ представит премьеру спектакля «Фарс. Мажор» по мотивам пьесы «В открытом море» польского драматурга Славомира Мрожека. Наш корреспондент поговорила с режиссером о том, как сочетается драматургия абсурда с эстрадным жанром.

Трое в лодке, не считая остальных | ФОТО Руслана Шамукова/ТАСС

ФОТО Руслана Шамукова/ТАСС

- Андрей, как вы решились поставить абсурдистскую пьесу Мрожека в пространстве, созданном для эстрадных представлений?

- Надеюсь, у нас получится сочетание остросоциального фарса и эстрадных традиций. Фабула простая: после кораблекрушения группа людей осталась на лодке в открытом море. Герои принимают решение - кого-то съесть. Предстоит выбрать: кого именно?

- В пьесе Мрожека всего три героя, у вас же действующих лиц гораздо больше.

- У нас фантазия на основе идеи Мрожека. Несколько человек оказались в критической ситуации, каким путем они пойдут? Мне было интересно препарировать этот момент выбора, когда люди то ли от слабости, то ли от страха выбирают самый примитивный выход... Абсурд часто врывается в нашу жизнь в совершенно неожиданном месте в неожиданное время.

Мы делаем мифологическую историю. Это анекдот-притча. Сюжетные ходы абсурдистов можно очень оригинально использовать. Сегодня русский театр бросает в крайности, а у абсурдистов этих крайностей очень много.

- Вы ставите свой спектакль в Театре эстрады. Что сейчас представляет собой эстрадный жанр?

- Этот жанр почти утерян. А ведь в нашем городе работал Аркадий Райкин, в Театре музыкальной комедии - Владимир Воробьев, на телевидении ставил спектакли Александр Белинский... Потом все это потерялось.

Мы фактически заново учимся утерянным навыкам. Я за последние четыре года провел несколько кастингов и понял, что только сейчас появились артисты, способные одновременно петь, танцевать и играть, что очень важно для эстрадного жанра. Думаю, что лет через десять, если продолжать делать хорошие мюзиклы, российская школа эстрадного и музыкального театра снова окрепнет и нас можно будет сравнивать с Бродвеем и Лондоном.

- А драматурги есть, которые могли бы написать такие истории, чтобы завлечь в театр широкую публику?

- Мне все время присылают пьесы, но это или новая драма с матом и физиологическими подробностями, или псевдоамериканские детективы. Пронзительных историй я давно не слышал. Новую драму уже двадцать пять лет называют новой. Пора бы уже обновить драматургию. А лучше обратиться к классике.

- Кинематограф вас теперь совсем не увлекает?

- Увлекает, но я и правда немного отдалился от киноиндустрии, поскольку последние два года активно ставлю спектакли.

- В театре сейчас легче заинтересовать зрителя, чем в кино?

- В театре легче зрителя обмануть. В Петербурге, например, мало осталось русского классического театра. В основном создается этакий образец европейского театра, новая драма. В театре можно пустить бегущую строку, дым, катающиеся шары, летающие декорации... Чтобы зритель разгадывал: что это такое? О чем это? Когда зритель не понимает или ему скучно, он боится себе в этом признаться и думает, что сам виноват, что не понимает. Хотя это не так.

Театр может быть интересный или неинтересный, и неважно в каком жанре! Если история - невнятная, нет образов, между актерами ничего не происходит, тогда из театра уходит жизнь. Некоторые говорят, что в Европе нет классического театра в нашем понимании этого слова, но это неправда. Я регулярно смотрю видеозаписи Лондонского национального театра, берлинских театров и понимаю, что мы обманываем нашего зрителя - на Западе есть разный театр, в том числе абсолютно классический во всем своем совершенстве.

Мне не хватает, как и многим зрителям, как и моим детям, театра, где есть пронзительная история и хорошие артисты эту историю играют - не пересказывают, не читают по ролям, а именно играют. Все знают, о чем пьеса «Ромео и Джульетта», но в любой новой версии интересно, как здесь и сейчас Джульетта встретила Ромео, чтобы зал замер, засмеялся, заплакал, задумался...

- Вы до сих пор играете спектакли своего товарищества «Носковы и компания»? Давненько не выпускали премьер.

- В Петербурге мало площадок для независимых трупп, театры очень закрыты для посторонних спектаклей, поэтому играем нечасто, хотя зрителям нравится. В Москве гораздо больше площадок, на которых люди могут увидеть независимые антрепризы, причем очень мощные. А у петербургской публики предубеждение против антрепризы все еще сохранилось.

Театр должен быть разным: большим, маленьким, и на сто мест, и на тысячу мест. Разные бывают способы высказывания.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 179 (5796) от 27.09.2016.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.