Трое в лодке, не считая остальных

Актер театра и кино Андрей Носков известен широкой публике по своим ролям в популярных сериалах «Кто в доме хозяин?» и «Мужчина во мне». Однако список его театральных ролей превосходит фильмографию. Он играл во многих петербургских театрах. Но в последнее время Андрей Носков любит находиться и по другую сторону занавеса: как режиссер он ставит спектакли в совместном с братом творческом товариществе «Носковы и компания»; как продюсер работал в нашумевших мюзиклах «Пола Негри», «Мастер и Маргарита»... Две его постановки с успехом идут на сцене Театра эстрады им. А. Райкина: комедия «Здрасьте, я ваша тетя!» и мюзикл для всей семьи «Мама-кот». 28 сентября здесь же Андрей НОСКОВ представит премьеру спектакля «Фарс. Мажор» по мотивам пьесы «В открытом море» польского драматурга Славомира Мрожека. Наш корреспондент поговорила с режиссером о том, как сочетается драматургия абсурда с эстрадным жанром.

Трое в лодке, не считая остальных | ФОТО Руслана Шамукова/ТАСС

ФОТО Руслана Шамукова/ТАСС

- Андрей, как вы решились поставить абсурдистскую пьесу Мрожека в пространстве, созданном для эстрадных представлений?

- Надеюсь, у нас получится сочетание остросоциального фарса и эстрадных традиций. Фабула простая: после кораблекрушения группа людей осталась на лодке в открытом море. Герои принимают решение - кого-то съесть. Предстоит выбрать: кого именно?

- В пьесе Мрожека всего три героя, у вас же действующих лиц гораздо больше.

- У нас фантазия на основе идеи Мрожека. Несколько человек оказались в критической ситуации, каким путем они пойдут? Мне было интересно препарировать этот момент выбора, когда люди то ли от слабости, то ли от страха выбирают самый примитивный выход... Абсурд часто врывается в нашу жизнь в совершенно неожиданном месте в неожиданное время.

Мы делаем мифологическую историю. Это анекдот-притча. Сюжетные ходы абсурдистов можно очень оригинально использовать. Сегодня русский театр бросает в крайности, а у абсурдистов этих крайностей очень много.

- Вы ставите свой спектакль в Театре эстрады. Что сейчас представляет собой эстрадный жанр?

- Этот жанр почти утерян. А ведь в нашем городе работал Аркадий Райкин, в Театре музыкальной комедии - Владимир Воробьев, на телевидении ставил спектакли Александр Белинский... Потом все это потерялось.

Мы фактически заново учимся утерянным навыкам. Я за последние четыре года провел несколько кастингов и понял, что только сейчас появились артисты, способные одновременно петь, танцевать и играть, что очень важно для эстрадного жанра. Думаю, что лет через десять, если продолжать делать хорошие мюзиклы, российская школа эстрадного и музыкального театра снова окрепнет и нас можно будет сравнивать с Бродвеем и Лондоном.

- А драматурги есть, которые могли бы написать такие истории, чтобы завлечь в театр широкую публику?

- Мне все время присылают пьесы, но это или новая драма с матом и физиологическими подробностями, или псевдоамериканские детективы. Пронзительных историй я давно не слышал. Новую драму уже двадцать пять лет называют новой. Пора бы уже обновить драматургию. А лучше обратиться к классике.

- Кинематограф вас теперь совсем не увлекает?

- Увлекает, но я и правда немного отдалился от киноиндустрии, поскольку последние два года активно ставлю спектакли.

- В театре сейчас легче заинтересовать зрителя, чем в кино?

- В театре легче зрителя обмануть. В Петербурге, например, мало осталось русского классического театра. В основном создается этакий образец европейского театра, новая драма. В театре можно пустить бегущую строку, дым, катающиеся шары, летающие декорации... Чтобы зритель разгадывал: что это такое? О чем это? Когда зритель не понимает или ему скучно, он боится себе в этом признаться и думает, что сам виноват, что не понимает. Хотя это не так.

Театр может быть интересный или неинтересный, и неважно в каком жанре! Если история - невнятная, нет образов, между актерами ничего не происходит, тогда из театра уходит жизнь. Некоторые говорят, что в Европе нет классического театра в нашем понимании этого слова, но это неправда. Я регулярно смотрю видеозаписи Лондонского национального театра, берлинских театров и понимаю, что мы обманываем нашего зрителя - на Западе есть разный театр, в том числе абсолютно классический во всем своем совершенстве.

Мне не хватает, как и многим зрителям, как и моим детям, театра, где есть пронзительная история и хорошие артисты эту историю играют - не пересказывают, не читают по ролям, а именно играют. Все знают, о чем пьеса «Ромео и Джульетта», но в любой новой версии интересно, как здесь и сейчас Джульетта встретила Ромео, чтобы зал замер, засмеялся, заплакал, задумался...

- Вы до сих пор играете спектакли своего товарищества «Носковы и компания»? Давненько не выпускали премьер.

- В Петербурге мало площадок для независимых трупп, театры очень закрыты для посторонних спектаклей, поэтому играем нечасто, хотя зрителям нравится. В Москве гораздо больше площадок, на которых люди могут увидеть независимые антрепризы, причем очень мощные. А у петербургской публики предубеждение против антрепризы все еще сохранилось.

Театр должен быть разным: большим, маленьким, и на сто мест, и на тысячу мест. Разные бывают способы высказывания.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 179 (5796) от 27.09.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...