Юрий Грымов: «Театр – все-таки мир иллюзий»

В городе на Неве появился новый театральный фестиваль «Осенний марафон». Один из участников фестиваля - московский театр «Модерн», которым с недавних пор руководит режиссер Юрий Грымов. Его задача - превратить театр на «обочине» третьего транспортного кольца в живую современную площадку. Один из самых своих успешных проектов - комедию «Матрешки на округлости Земли» театр представит 4 ноября на суд петербургских зрителей в Театре музыкальной комедии. Юрий Грымов рассказал журналисту Екатерине Юрьевой, чем обусловлен этот выбор.

Юрий Грымов: «Театр – все-таки мир иллюзий» | ФОТО Михаила ДЖАПАРИДЗЕ/ТАСС

ФОТО Михаила ДЖАПАРИДЗЕ/ТАСС

- Юрий Вячеславович, почему вы решили привезти в Петербург именно этот спектакль?

- У нас был выбор - или «Матрешки», или «На дне» по пьесе Горького, спектакль, который имеет успех. Но все-таки выбрали «Матрешки». Понимаете, в последнее время у зрителей сформировалось мнение, что современная драматургия - это сплошной негатив...

- И это неудивительно...

- Да, я тоже видел немало спектаклей, в которых перебор скабрезности, неоправданного мата. «Матрешки на округлости Земли» - тоже современная драматургия, но совсем другая. Пьесу эту довольно давно написал один известный автор, который не хочет больше работать для театров, поэтому на афише он скрывается под псевдонимом No name. В этом спектакле, который я поставил как легкий фарс, очень много драматичного. Там есть прямая линия любви, и мы не впали в пошлость и моралите. У нас получилось рассказать о трех женщинах, живущих со своей любовью и болью, которые отправляются в мир иной, чтобы потребовать от богов изменить хоть что-то в этом несправедливом мире. Так, что уже через четверть часа часть зала начинает реветь.

- Было бы любопытно взглянуть и на вашу версию «На дне», все-таки герои ее не босяки, а вполне состоятельные люди с Рублевки. Почему вы решили изменить статус горьковских обитателей ночлежки?

- Не поменяв при этом ни одного слова у Горького... Пьеса оказалась невероятно актуальной. И то, что текст Горького произносят не босяки, а богатые люди - в этом сегодняшняя правда. Потому что сегодня бедный человек не может произнести слова Барона «Для чего я родился?..» А когда их говорит человек состоятельный, это звучит острее, болезненнее. Сегодня внутреннее крушение человека не связано с тем, сколько у него денег, бездуховность настигает вне зависимости от того, живет человек в бараке или золотой клетке. Главное другое - от себя не скроешься.

- А старичок-утешитель Лука у вас - положительный герой или отрицательный?

- На мой взгляд, Лука - это самый отвратительный персонаж в русской литературе. Он ведь даже не приспособленец. Он - никто, пустота. Проблема нашего Луки (его играет Александр Толмачев) в том, что он ни в чем не участвует. А то, что он говорит, вся его якобы утешительная ложь - губительно для людей.

- Несколько лет назад в Петербурге поставили документальный спектакль «Неприкасаемые» с участием реальных бездомных. Как вы к этому относитесь?

- Я много видел подобных проектов. Иногда мне кажется, что это все спекуляция. А театр - все-таки мир иллюзий.

- В Петербурге практически не знают театр «Модерн». Как бы вы определили его миссию?

- Я - за театр, а театр - это высказывание.

- Неудивительно, что первой вашей премьерой был «О дивный новый мир» по антиутопии Олдоса Хаксли.

- Да, мы сразу же высказались, что так жить нельзя. Нельзя отменять Бога и нравственность, нельзя отменить чувства, отказываться от свободы во имя высоких технологий. Все это приводит к полному крушению общества. Хаксли писал о страшном - о тотально управляемом обществе. И если у Хаксли это общество олицетворяет Генрих Форд с его конвейером, то в спектакле - соцсети, которые унифицируют наше сознание.

Театр должен иметь позицию. Когда автор и режиссер берет на себя смелость сказать: «Так жить нельзя», или, наоборот: «Вот так надо жить», или признать: «Я не знаю, как жить». Кстати, красиво промолчать - тоже высказывание... Я очень ценю, когда во время спектакля в зале висит гробовая тишина. И очень не люблю, когда посреди действия раздаются аплодисменты. Даже когда ими приветствуют выход известного актера. Это означает, что спектакль не зацепил. Почему мне сейчас интереснее работать в театре, нежели в кино? Потому что в театр зритель приходит ради той секунды, которую можно пережить эмоционально. Если в театре нет эмоции, он бессмыслен.

#театр #интервью #культура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 205 (6314) от 02.11.2018 под заголовком «Трое на округлости Земли».

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.