Юрий Грымов: «Театр – все-таки мир иллюзий»

В городе на Неве появился новый театральный фестиваль «Осенний марафон». Один из участников фестиваля - московский театр «Модерн», которым с недавних пор руководит режиссер Юрий Грымов. Его задача - превратить театр на «обочине» третьего транспортного кольца в живую современную площадку. Один из самых своих успешных проектов - комедию «Матрешки на округлости Земли» театр представит 4 ноября на суд петербургских зрителей в Театре музыкальной комедии. Юрий Грымов рассказал журналисту Екатерине Юрьевой, чем обусловлен этот выбор.

Юрий Грымов: «Театр – все-таки мир иллюзий» | ФОТО Михаила ДЖАПАРИДЗЕ/ТАСС

ФОТО Михаила ДЖАПАРИДЗЕ/ТАСС

- Юрий Вячеславович, почему вы решили привезти в Петербург именно этот спектакль?

- У нас был выбор - или «Матрешки», или «На дне» по пьесе Горького, спектакль, который имеет успех. Но все-таки выбрали «Матрешки». Понимаете, в последнее время у зрителей сформировалось мнение, что современная драматургия - это сплошной негатив...

- И это неудивительно...

- Да, я тоже видел немало спектаклей, в которых перебор скабрезности, неоправданного мата. «Матрешки на округлости Земли» - тоже современная драматургия, но совсем другая. Пьесу эту довольно давно написал один известный автор, который не хочет больше работать для театров, поэтому на афише он скрывается под псевдонимом No name. В этом спектакле, который я поставил как легкий фарс, очень много драматичного. Там есть прямая линия любви, и мы не впали в пошлость и моралите. У нас получилось рассказать о трех женщинах, живущих со своей любовью и болью, которые отправляются в мир иной, чтобы потребовать от богов изменить хоть что-то в этом несправедливом мире. Так, что уже через четверть часа часть зала начинает реветь.

- Было бы любопытно взглянуть и на вашу версию «На дне», все-таки герои ее не босяки, а вполне состоятельные люди с Рублевки. Почему вы решили изменить статус горьковских обитателей ночлежки?

- Не поменяв при этом ни одного слова у Горького... Пьеса оказалась невероятно актуальной. И то, что текст Горького произносят не босяки, а богатые люди - в этом сегодняшняя правда. Потому что сегодня бедный человек не может произнести слова Барона «Для чего я родился?..» А когда их говорит человек состоятельный, это звучит острее, болезненнее. Сегодня внутреннее крушение человека не связано с тем, сколько у него денег, бездуховность настигает вне зависимости от того, живет человек в бараке или золотой клетке. Главное другое - от себя не скроешься.

- А старичок-утешитель Лука у вас - положительный герой или отрицательный?

- На мой взгляд, Лука - это самый отвратительный персонаж в русской литературе. Он ведь даже не приспособленец. Он - никто, пустота. Проблема нашего Луки (его играет Александр Толмачев) в том, что он ни в чем не участвует. А то, что он говорит, вся его якобы утешительная ложь - губительно для людей.

- Несколько лет назад в Петербурге поставили документальный спектакль «Неприкасаемые» с участием реальных бездомных. Как вы к этому относитесь?

- Я много видел подобных проектов. Иногда мне кажется, что это все спекуляция. А театр - все-таки мир иллюзий.

- В Петербурге практически не знают театр «Модерн». Как бы вы определили его миссию?

- Я - за театр, а театр - это высказывание.

- Неудивительно, что первой вашей премьерой был «О дивный новый мир» по антиутопии Олдоса Хаксли.

- Да, мы сразу же высказались, что так жить нельзя. Нельзя отменять Бога и нравственность, нельзя отменить чувства, отказываться от свободы во имя высоких технологий. Все это приводит к полному крушению общества. Хаксли писал о страшном - о тотально управляемом обществе. И если у Хаксли это общество олицетворяет Генрих Форд с его конвейером, то в спектакле - соцсети, которые унифицируют наше сознание.

Театр должен иметь позицию. Когда автор и режиссер берет на себя смелость сказать: «Так жить нельзя», или, наоборот: «Вот так надо жить», или признать: «Я не знаю, как жить». Кстати, красиво промолчать - тоже высказывание... Я очень ценю, когда во время спектакля в зале висит гробовая тишина. И очень не люблю, когда посреди действия раздаются аплодисменты. Даже когда ими приветствуют выход известного актера. Это означает, что спектакль не зацепил. Почему мне сейчас интереснее работать в театре, нежели в кино? Потому что в театр зритель приходит ради той секунды, которую можно пережить эмоционально. Если в театре нет эмоции, он бессмыслен.

#театр #интервью #культура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 205 (6314) от 02.11.2018 под заголовком «Трое на округлости Земли».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...