Триумф «независимых»

«АБС-премия» занимает особое место среди многочисленных отечественных наград за произведения в жанре фантастики.

 Триумф «независимых» | Иллюстрация Andrea-Danti/shutterstock.com

Иллюстрация Andrea-Danti/shutterstock.com

Во-первых, с момента ее основания и вплоть до своей кончины в 2012 году самое живое участие в работе оргкомитета принимал Борис Натанович Стругацкий, классик и мэтр, на книгах которого, написанных в соавторстве с братом Аркадием, выросло несколько поколений советских читателей и писателей. Именно он формировал шорт-лист, ежегодно отбирая несколько самых важных, самых значительных произведений из «длинного списка». Сейчас эту функцию выполняют члены жюри, писатели и критики, тринадцать человек из Петербурга, Москвы и других городов России.

Во-вторых, премия имени Аркадия и Бориса Стругацких – одна из немногих наших «жанровых» наград с финансовой составляющей, причем сумму в конверте получают не только лауреаты, но и финалисты, они же дипломанты. Бюджет премии формируется из добровольных пожертвований, размер не оглашается, но в целом речь идет о десятках и сотнях тысяч рублей.

К слову сказать, на нынешней церемонии вручения писатель Сергей Арно, директор Фонда братьев Стругацких, порадовал собравшихся, сообщив, что материальная составляющая «АБС-премии» растет второй год подряд – стало быть, вкладывать деньги в литературные награды для меценатов по-прежнему вопрос престижа и кризис доброму делу не помеха.

Награждение лауреатов и дипломантов в очередной раз прошло в актовом зале Пулковской обсерватории, в которой трудились когда-то Б. Н. Стругацкий и его супруга. Помимо прочего именно обсерватория стала прототипом НИИЧАВО из повести «Понедельник начинается в субботу» – ну а знаменитый «диван-транслятор», по слухам, до сих пор хранится в недрах главного здания.

За последние годы ритуал отработан до автоматизма: ролик с последним видеообращением Бориса Стругацкого к участникам церемонии, представление спонсоров, представление дипломантов, члены жюри дрожащими руками вскрывают конверты и оглашают имена победителей – после чего следует финальный банкет, а свежеиспеченные лауреаты уединяются с представителями прессы.

В этом году оргкомитет решил разбавить официоз: пока на сцене говорили о судьбах русской фантастики, по залу бродили гротесковые существа в костюмах чудовищ и инопланетных пришельцев (артисты из творческого объединения «Мастерская 3.14» под руководством Елены Альфацентавровой). Ну а самые драматические моменты действа подчеркивались музыкальными композициями в исполнении Алексея Смирнова, Валентина Ворошилова и Петра Миронова.

Не обошлось в этом сезоне и без интриги. Фаворитом в номинации «Художественная проза» эксперты единогласно объявили тонкий, изящный, изобретательно написанный роман Марии Галиной «Автохтоны» (прошедший, кстати, в шорт-листы «Национального бестселлера» и «Большой книги», а также выдвинутый на премию «Новые горизонты»). Действие романа происходит в наши дни в городе, отчетливо напоминающем современный туристический Львов. Главный герой, петербургский историк, приезжает туда якобы в поисках документов о малоизвестной авангардистской группе 1920 – 1930-х годов и сразу оказывается в центре мистических событий. Однако на самом деле все персонажи – как совы в сериале «Твин Пикс»: не те, кем кажутся. Историк – вовсе не историк, оборотни не оборотни, масоны не масоны, да и авангардисты, как выясняется, интересовались передовым искусством далеко не в первую очередь.

Серьезную конкуренцию Марии Галиной составил Кирилл Еськов с альтернативно-историческим романом «Америka (reload game)». В мире, который описывает автор, Россия еще в семнадцатом веке обзавелась мощной, динамично развивающейся колонией в Северной Америке. Прошли годы, девятнадцатое столетие перевалило за середину, и метрополия больше не готова мириться с заокеанским самоуправством. Готовится земельная реформа и отмена крепостного права во всей Российской империи, включая колонию. Но то, что для крестьянина из Тульской губернии долгожданное освобождение из рабских оков, для русского американца – беспардонное покушение на его исконные права... Как заправский постмодернист, Еськов собрал свой роман из множества цитат, прямых и сюжетных, но по каким-то соображениям затянул экспозицию, что не пошло книге на пользу.

Наконец, третьим претендентом на «АБС-премию» в этой номинации стал дебютант Роберт Ибатуллин с романом «Роза и Червь». События этой книги разворачиваются в двадцать четвертом веке на просторах всей Солнечной системы, от Меркурия до Плутона. Несколько столетий назад инопланетные агрессоры почти поголовно уничтожили население Земли, но человечество выжило – в основном благодаря поселениям в далеком космосе. Теперь колонии стоят на грани братоубийственной гражданской войны, а к границам Солнечной системы приближается инопланетный флот вторжения, готовый завершить геноцид.

Роман Ибатуллина принадлежит к редкому для отечественной фантастики жанру научно-фантастической космооперы – вероятно, это и заставило членов жюри закрыть глаза на стилистическую небрежность, с которой написана книга. Вопреки всем прогнозам, именно автор «Розы и Червя» стал лауреатом премии имени Аркадия и Бориса Стругацких в 2016 году.

Более предсказуемы результаты в номинации «Критика, публицистика» – если не считать чудесных изменений в шорт-листе, произошедших в последний момент. Как и в предыдущей категории, на премию претендовало три книги. Диплома удостоился липецкий исследователь фантастики Алексей Караваев за работу «Четыре истории», посвященную двум культовым советским книжным сериям и двум журналам, активно публиковавшим фантастику. Уникальность книги в том, что каждый очерк сопровождается огромным количеством иллюстраций – это первое в нашей стране издание такого рода.

Вторым финалистом стал петербургский писатель и журналист Андрей Измайлов со сборником интервью «Разговорчики вне строя». Измайлов, один из старейших участников семинара Б. Н. Стругацкого, много лет вел беседы с классиком под диктофонную запись – этот материал, обработанный и прокомментированный автором, и лег в основу книги.

Наконец, для работы над третьим исследованием — биографией Станислава Лема объединились два автора: новосибирский писатель Геннадий Прашкевич и Владимир Борисов из Абакана, библиограф, переводчик, один из крупнейших в нашей стране специалистов по творчеству создателя «Соляриса» и «Кибериады». Неудивительно, что биография «Станислав Лем», изданная в серии «Жизнь замечательных людей», и была названа жюри лучшим критико-публицистическим произведением сезона.

Ну а еще шорт-лист «АБС-премии» стал зримым свидетельством триумфа «малых издательств» со скромными тиражами и небогатым ассортиментом. Представители крупных холдингов поглядывают на них свысока, однако из шести произведений, прошедших в финал, четыре напечатаны именно такими малозаметными игроками книжного рынка. Очевидно, что именно на небольших локальных площадках происходят сегодня самые интересные, самые важные события в мире отечественной жанровой прозы. Вряд ли крупные издательства сделают какие-то практические выводы, но поклонникам фантастики стоит обратить на этот феномен особое внимание и впредь как можно пристальнее приглядываться к книгам, изданным «малыми и независимыми».


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 124 (5741) от 12.07.2016.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.