Триумф «независимых»

«АБС-премия» занимает особое место среди многочисленных отечественных наград за произведения в жанре фантастики.

 Триумф «независимых» | Иллюстрация Andrea-Danti/shutterstock.com

Иллюстрация Andrea-Danti/shutterstock.com

Во-первых, с момента ее основания и вплоть до своей кончины в 2012 году самое живое участие в работе оргкомитета принимал Борис Натанович Стругацкий, классик и мэтр, на книгах которого, написанных в соавторстве с братом Аркадием, выросло несколько поколений советских читателей и писателей. Именно он формировал шорт-лист, ежегодно отбирая несколько самых важных, самых значительных произведений из «длинного списка». Сейчас эту функцию выполняют члены жюри, писатели и критики, тринадцать человек из Петербурга, Москвы и других городов России.

Во-вторых, премия имени Аркадия и Бориса Стругацких – одна из немногих наших «жанровых» наград с финансовой составляющей, причем сумму в конверте получают не только лауреаты, но и финалисты, они же дипломанты. Бюджет премии формируется из добровольных пожертвований, размер не оглашается, но в целом речь идет о десятках и сотнях тысяч рублей.

К слову сказать, на нынешней церемонии вручения писатель Сергей Арно, директор Фонда братьев Стругацких, порадовал собравшихся, сообщив, что материальная составляющая «АБС-премии» растет второй год подряд – стало быть, вкладывать деньги в литературные награды для меценатов по-прежнему вопрос престижа и кризис доброму делу не помеха.

Награждение лауреатов и дипломантов в очередной раз прошло в актовом зале Пулковской обсерватории, в которой трудились когда-то Б. Н. Стругацкий и его супруга. Помимо прочего именно обсерватория стала прототипом НИИЧАВО из повести «Понедельник начинается в субботу» – ну а знаменитый «диван-транслятор», по слухам, до сих пор хранится в недрах главного здания.

За последние годы ритуал отработан до автоматизма: ролик с последним видеообращением Бориса Стругацкого к участникам церемонии, представление спонсоров, представление дипломантов, члены жюри дрожащими руками вскрывают конверты и оглашают имена победителей – после чего следует финальный банкет, а свежеиспеченные лауреаты уединяются с представителями прессы.

В этом году оргкомитет решил разбавить официоз: пока на сцене говорили о судьбах русской фантастики, по залу бродили гротесковые существа в костюмах чудовищ и инопланетных пришельцев (артисты из творческого объединения «Мастерская 3.14» под руководством Елены Альфацентавровой). Ну а самые драматические моменты действа подчеркивались музыкальными композициями в исполнении Алексея Смирнова, Валентина Ворошилова и Петра Миронова.

Не обошлось в этом сезоне и без интриги. Фаворитом в номинации «Художественная проза» эксперты единогласно объявили тонкий, изящный, изобретательно написанный роман Марии Галиной «Автохтоны» (прошедший, кстати, в шорт-листы «Национального бестселлера» и «Большой книги», а также выдвинутый на премию «Новые горизонты»). Действие романа происходит в наши дни в городе, отчетливо напоминающем современный туристический Львов. Главный герой, петербургский историк, приезжает туда якобы в поисках документов о малоизвестной авангардистской группе 1920 – 1930-х годов и сразу оказывается в центре мистических событий. Однако на самом деле все персонажи – как совы в сериале «Твин Пикс»: не те, кем кажутся. Историк – вовсе не историк, оборотни не оборотни, масоны не масоны, да и авангардисты, как выясняется, интересовались передовым искусством далеко не в первую очередь.

Серьезную конкуренцию Марии Галиной составил Кирилл Еськов с альтернативно-историческим романом «Америka (reload game)». В мире, который описывает автор, Россия еще в семнадцатом веке обзавелась мощной, динамично развивающейся колонией в Северной Америке. Прошли годы, девятнадцатое столетие перевалило за середину, и метрополия больше не готова мириться с заокеанским самоуправством. Готовится земельная реформа и отмена крепостного права во всей Российской империи, включая колонию. Но то, что для крестьянина из Тульской губернии долгожданное освобождение из рабских оков, для русского американца – беспардонное покушение на его исконные права... Как заправский постмодернист, Еськов собрал свой роман из множества цитат, прямых и сюжетных, но по каким-то соображениям затянул экспозицию, что не пошло книге на пользу.

Наконец, третьим претендентом на «АБС-премию» в этой номинации стал дебютант Роберт Ибатуллин с романом «Роза и Червь». События этой книги разворачиваются в двадцать четвертом веке на просторах всей Солнечной системы, от Меркурия до Плутона. Несколько столетий назад инопланетные агрессоры почти поголовно уничтожили население Земли, но человечество выжило – в основном благодаря поселениям в далеком космосе. Теперь колонии стоят на грани братоубийственной гражданской войны, а к границам Солнечной системы приближается инопланетный флот вторжения, готовый завершить геноцид.

Роман Ибатуллина принадлежит к редкому для отечественной фантастики жанру научно-фантастической космооперы – вероятно, это и заставило членов жюри закрыть глаза на стилистическую небрежность, с которой написана книга. Вопреки всем прогнозам, именно автор «Розы и Червя» стал лауреатом премии имени Аркадия и Бориса Стругацких в 2016 году.

Более предсказуемы результаты в номинации «Критика, публицистика» – если не считать чудесных изменений в шорт-листе, произошедших в последний момент. Как и в предыдущей категории, на премию претендовало три книги. Диплома удостоился липецкий исследователь фантастики Алексей Караваев за работу «Четыре истории», посвященную двум культовым советским книжным сериям и двум журналам, активно публиковавшим фантастику. Уникальность книги в том, что каждый очерк сопровождается огромным количеством иллюстраций – это первое в нашей стране издание такого рода.

Вторым финалистом стал петербургский писатель и журналист Андрей Измайлов со сборником интервью «Разговорчики вне строя». Измайлов, один из старейших участников семинара Б. Н. Стругацкого, много лет вел беседы с классиком под диктофонную запись – этот материал, обработанный и прокомментированный автором, и лег в основу книги.

Наконец, для работы над третьим исследованием — биографией Станислава Лема объединились два автора: новосибирский писатель Геннадий Прашкевич и Владимир Борисов из Абакана, библиограф, переводчик, один из крупнейших в нашей стране специалистов по творчеству создателя «Соляриса» и «Кибериады». Неудивительно, что биография «Станислав Лем», изданная в серии «Жизнь замечательных людей», и была названа жюри лучшим критико-публицистическим произведением сезона.

Ну а еще шорт-лист «АБС-премии» стал зримым свидетельством триумфа «малых издательств» со скромными тиражами и небогатым ассортиментом. Представители крупных холдингов поглядывают на них свысока, однако из шести произведений, прошедших в финал, четыре напечатаны именно такими малозаметными игроками книжного рынка. Очевидно, что именно на небольших локальных площадках происходят сегодня самые интересные, самые важные события в мире отечественной жанровой прозы. Вряд ли крупные издательства сделают какие-то практические выводы, но поклонникам фантастики стоит обратить на этот феномен особое внимание и впредь как можно пристальнее приглядываться к книгам, изданным «малыми и независимыми».


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 124 (5741) от 12.07.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?