Триумф как чудо

Совсем скоро мы будем отмечать День Победы. Музеи готовят выставки, в которых появятся новые аспекты и нюансы военного времени. Будут много говорить об оккупации, эвакуации, о том, почему и как мы потеряли так много культурного наследия. Если коротко, речь идет о серьезном изучении и освещении истории войны и Победы.

Триумф как чудо |

Казалось бы, семьдесят лет прошло, но именно сейчас пришло время обобщить то, что мы не раз обсуждали в музейной среде.

Сегодня в мире происходит попытка пересмотра моральных и политических итогов Второй мировой войны. С попыткой их пересмотра музеи столкнулись одними из первых. Я имею в виду проблему так называемого трофейного искусства. Смысл споров и жесткого давления: Россия якобы ограбила несчастную Германию, верните, что взяли.

После войны в порядке компенсации за то, что было сознательно уничтожено в России, мы получили часть немецких музейных коллекций. Потом многое вернули, благодаря чему в Берлине смог возникнуть Музейный остров в том виде, как он сейчас существует.

Сегодня проблема, кому принадлежат оставшиеся коллекции, решается между музеями. При всех спорах, которые были по этому поводу, музеи, я имею в виду прежде всего Эрмитаж и наших немецких коллег, нашли правильный ход. Музейные коллекции принадлежат миру и должны быть миру показаны. Мы оставили политику в стороне, стали совместно делать выставки, публиковать вещи, издавать книги. Выставки делались там, где они могут пройти без политических осложнений. Вещи стали достоянием людей.

Это наш рецепт, как жить в новых условиях, не пересматривая итоги войны и сохраняя в памяти все, что произошло семь с лишним десятилетий назад.

Что касается санкций, то и с ними музеи уже сталкивались. Достаточно вспомнить знаменитую историю, как прервались музейные отношения с США. Американский суд принял решение о том, кому принадлежит библиотека Шнеерсона, всегда находившаяся в нашей стране. Пример нарушения установленных правил, когда внутренние дела России решаются не нашими и даже не международными судами, а судами другого государства. Это создало угрозу российской собственности в США, в том числе и выставкам. Проблема существует и сейчас. Будем искать, как опять же, отодвинув в сторону политику и понимание искусства как собственности, найти путь к нормальной жизни в новых условиях.

Когда мы готовили «Манифесту», были попытки объявить бойкот, людей уговаривали не ехать в Россию. «Манифеста» состоялась, показав, что у культуры огромная объединяющая роль, ее ценности важнее политических разногласий. Мир меняется, но приходящая новизна не должна мешать общению между людьми и влиять на оценки свершившейся истории. Думаю, музеи покажут это, в частности, рассказывая о войне.

Эрмитаж – один из символов блокады. Рядом с Александровской колонной – памятником победы над Наполеоном – в подвалах музея во время блокады жили художники, которые рисовали триумфальные арки. Через построенные по их эскизам арки в 1945 году советские войска вошли для парада на Дворцовой площади. На теле Александровской колонны, которая всю войну стояла прикрытая лишь легкими лесами, остались следы ранений, как и на плече у ангела на ее вершине. Бомбы падали на площадь, колонна устояла. Церковь с крестом на Зимнем дворце могла стать ориентиром для бомбардировщиков — обошлось.

Петербург – олицетворение Победы. Он построен в результате победы над шведами. Для этого города триумф уместен. Блокада была задумана, чтобы этот триумф уничтожить.

Сейчас на большом во времени расстоянии можно размышлять о том, с кем мы воевали семьдесят лет назад. На нас двигалось пробудившееся европейское язычество. Шла не только Германия, а вся Европа. Недаром мы путаемся со словами – фашисты, нацисты, германцы. Язычество шло уничтожать тех, кого они за людей не считали, и их ценности.

Петербург – город европейский. Здесь средоточие европейской, христианской, античной культур. Сочетание Афин и Иерусалима. Петербург с его колоннами, мостами, классическими зданиями противостоял язычникам. И уцелел. Это произошло благодаря героизму людей. Но в том, что так случилось, есть большой процент чуда.

Блокада – холодный германский расчет. В наш город никогда не ступала нога врага. Немцы понимали: их сюда не пустят. Кроме того, они не хотели воевать на несколько фронтов, для этого не хватило бы сил. Есть особый прием – заключить город в кольцо, заставить голодать, создать громадный концлагерь и таким образом уничтожить.

Как вести себя в такой ситуации? Продолжать жить как раньше, а значит, работать. Мы сейчас понимаем, насколько это было важно. Если не закроешь разбитые окна, не уберешь снег с пола, не соберешь воду, стекающую с крыши, погибнет великое здание, погибнет музей, все разрушится. Люди спасали музей, писали книги, проводили собрания, научные конференции, заседания, чтения. Все для того, чтобы сохранять в себе человека.

Книжка американского автора Дебры Дин «Мадонны Ленинграда» – вымысел, но она построена, как воспоминания женщины, которая в блокаду работала в Эрмитаже, потом уехала в Европу, затем в Америку. Во всей длинной, достаточно благополучной жизни она вспоминает только блокаду. Обостренное чувство борьбы со злом и жизни со смыслом.

Есть особое содержание в символических, даже мистических моментах. Когда в блокадное время в Эрмитаже проходили вечера, посвященные Навои и Низами, свет в императорский дворец давала императорская яхта «Полярная звезда», стоявшая на Неве. Коллекции музея в эвакуацию должны были вывезти три эшелона. Ушли только два, замкнулось кольцо блокады. И в 1917 году три эшелона готовились к отправке коллекций в Москву. Один остался, началась революция.

Мистические вещи присутствуют в воспоминаниях блокадников. Папа рассказывал, что однажды в Малахитовом зале он увидел, как одна за другой стали открываться двери, ведущие в императорские покои. Так из жилых комнат в этот зал выходили император с императрицей.

Эта мистика – вызов всему миру. Никто в мире не отмечал годовщины Навои и Низами, а Эрмитаж это делал. Средоточие европейской духовности и культуры есть в блокадном городе, где даже ужасы порождают силу, которая отталкивает зло.

На Нюрнбергском процессе директор Эрмитажа Орбели был одним из обвинителей. Немцы утверждали, что специально музей не бомбили. Орбели возражал: «Если в Эрмитаж попадает двадцать снарядов, а рядом падают три, я не артиллерист, но понимаю, что стреляли по Зимнему дворцу». Он рассказал об уроках сопротивления Эрмитажа. Потом пошли книги, рассказы, воспоминания.

В 1944 году открылась выставка памятников, которые в войну оставались в Ленинграде. Она была в Малом Эрмитаже, в залах, где впервые появились картины из коллекции Гоцковского. На выставке, посвященной Великой Отечественной войне, которая скоро откроется в Эрмитаже, мы вспомним, что Победа над Германией в 1945 году в нашей истории не первая. Покажем публике картину Александра Коцебу «Вступление русских войск в Берлин в 1760 году». Она о Семилетней войне. Эрмитаж возник в результате Семилетней войны. Когда русские взяли Берлин, купец Гоцковский купил в долг зерно, собираясь продавать его русской армии. Армия ушла, купец остался с громадным долгом. Вместо денег он предложил России коллекцию картин, которую собрал для прусского короля Фридриха Великого. Картины попали во владение Екатерины Великой.

Второй раз русские войска вступили в Берлин в 1813 году. Уже вместе с прусаками они изгоняли Наполеона. И об этом рассказывают картины, гравюры, рисунки. В 1945 году солдатам, штурмовавшим Рейхстаг, сбросили с парашютом копию ключей от Берлина, хранящихся в Казанском соборе. Сейчас это можно назвать пропагандистским трюком. Но тогда люди помнили историю и ценили исторические связи.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 074 (5447) от 27.04.2015.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.