«Тристан» в Мариинском: репертуар театра пополнился ещё одной постановкой знаменитой оперы
Репертуар Мариинского театра пополнился постановкой «Тристана и Изольды» Рихарда Вагнера, осуществленной на сцене Концертного зала Алексеем Степанюком и Константином Балакиным. За пультом двух первых спектаклей был Валерий Гергиев.
© Мариинский театр. Фотограф Наташа РАЗИНА. 2025 г.
Вагнер написал оперу, отталкиваясь от своего личного «тристановского» сюжета: любви к Матильде Везендонк и знакомства с книгой Артура Шопенгауэра «Мир как воля и представление». Из смешения личного и философского, плотского и метафизического родилась одна из самых сложных опер мирового репертуара, где чувственная страсть, не вмещаясь в рамки земного дневного мира, является одновременно и стремлением к смерти, и романтическим повествованием о любви.
Длительность оперы пять с лишним часов, она требует колоссальных усилий и от певцов, и от дирижера, и от оркестра. Из-за необычности и сложности этого произведения от премьеры «Тристана» в свое время отказалась Венская опера, и шедевр Вагнера впервые прозвучал в 1865 году в Мюнхене. В России у оперы сложилась своя история, связанная прежде всего с Мариинским театром.
Нынешняя постановка «Тристана и Изольды» здесь — четвертая, если принимать за точку отсчета российскую премьеру 1899 года, хотя за год до нее оперу услышали в исполнении немецкой труппы. В 1909‑м второе режиссерское прочтение на сцене Мариинского театра предложил Всеволод Мейерхольд, спектакль, оформленный Александром Шервашидзе, шел до конца 1913 года. С началом Первой мировой войны оперы Вагнера перестали исполняться, и пауза с «Тристаном и Изольдой» протянулась до эпохи Валерия Гергиева, когда опера снова вошла в репертуарную орбиту. Стоит вспомнить не только спектакль Дмитрия Чернякова 2005 года, шедший до последнего времени, но и концертные исполнения, в том числе с видеоинсталляциями Билла Виолы и участием международных звезд вагнеровского репертуара.
Новый спектакль осваивает пространство Концертного зала, и тому есть несколько причин. С одной стороны, его акустика «легче» для певцов, к которым опера предъявляет колоссальные требования: огромный вагнеровский оркестр уходит под козырек сцены, и голоса звучат впечатляюще. С другой, возможно, Гергиев не хочет «закрывать дверь» спектаклю Чернякова, оригинальному и интересному. Удивляет, что у нового «Тристана» два очень разных автора: Алексей Степанюк и Константин Балакин, они не только принадлежат к разным поколениям, но и различны по своим эстетическим устремлениям. Впрочем, спектакль, оформленный Еленой Вершининой, с выстроенным светом Ирины Вторниковой, выглядит очень цельным. Он явно отсылает к картине Арнольда Беклина «Остров мертвых», а с ним и к художественным и символистским исканиям начала прошлого века, когда творения художника и особенно «Остров», выдержавший шесть авторских повторений (одно из которых недавно пополнило коллекцию Эрмитажа), пользовались сумасшедшей популярностью.
И сцена, затянутая драпировками, и каменные глыбы, и мерцающие цветами разных минералов мертвые кипарисы — все в новом спектакле выглядит цельно и стильно. Оформление спектакля символично, а костюмы (Елена Вершинина) неожиданно отсылают к средневековой легенде. И рыцарские одежды, и роскошные платья очень к лицу певцам.
Конечно, за «Тристана» не стоит и браться, если у вас нет исполнителей на две заглавные партии. В театре, к счастью, они сейчас есть. Это прежде всего Михаил Векуа — Тристан и Татьяна Павловская — Изольда. С их участием в последние сезоны уже прошло несколько концертных исполнений и спектаклей в старой постановке. Еще три персонажа оперы играют ключевую роль: король Марк (Михаил Петренко), Брангена (Юлия Маточкина) и Евгений Никитин (Курневал) — все лучшие вагнеровские силы и звезды мирового масштаба. В спектакле заявлены и другие исполнители, и некоторые уже вышли в третий вечер. Опера настолько сложна, что требует не только вокальных возможностей, но и выносливости и хорошей памяти, поэтому ответственный концертмейстер легендарная Марина Мишук советовала певцам учить каждый акт как отдельную оперу.
И, конечно, главная составляющая успеха нового «Тристана» — это оркестр Мариинского театра под управлением одного из лучших «вагнеровских» дирижеров современности Валерия Гергиева, исполнявшего оперы композитора на лучших мировых сценах.
Читайте также:
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 10 (7832) от 23.01.2025 под заголовком «Новый «Тристан» в Мариинском».
Комментарии