«Три Т» Ирины Соколовой

Сегодня на Большой сцене ТЮЗа им. А. А. Брянцева будут чествовать блистательную актрису народную артистку России Ирину Соколову, которая в этот день отмечает свой юбилей.

Природу таланта Ирины Соколовой нельзя обозначить словом, можно только радоваться этому чуду. Говоря о творческой универсальности Ирины Леонидовны, известный критик как-то назвал ее мировой душой, соединившей в себе свойства всех существ и даже неживых предметов, которые актриса способна воплотить на сцене.

«Какое время на дворе – таков мессия». Андрей Вознесенский намекнул, что времена у нас всегда трудные, жестокие. И в мессии такой эпохи неизменно метят такие же жесткие и беспощадные. Хорошо, что властителями если не умов, так душ мы добровольно назначаем тех, кто умеет к этой душе найти дорогу. И не с высоких трибун, а с театральных подмостков или через тонкий холст экрана. С Ириной СОКОЛОВОЙ беседовала журналист Татьяна ПОЗНЯК.

 «Три Т» Ирины Соколовой | ФОТО предоставлено пресс-службой ТЮЗа им. А. А. Брянцева

ФОТО предоставлено пресс-службой ТЮЗа им. А. А. Брянцева

– Ирина Леонидовна, вы не раз признавались, что считаете себя абсолютно счастливым человеком. Почему?

– Недавно я принимала участие в телепередаче, посвященной ТЮЗу времен З. Я. Корогодского. Собрались тюзовцы «первого призыва», включая Юру Тараторкина – моего незабываемого Гамлета. Мы погрузились в воспоминания, и стало совершенно ясно, что мы до сих пор живем и дышим тем удивительным временем 1960-х – начала 1970-х, эпохой оттепели и бардовской песни. Какой потрясающий дуэт был у Вити Федорова с Сашей Хочинским, как замечательно пел Юра Каморный! У нас на «экспериментальном» пятом этаже игрались капустники и рождались идеи новых спектаклей, которые переходили потом на Большую сцену. Жизнь кипела и бурлила, как в большом котле, и мы все грелись у этого очага, чтобы потом поделиться теплом с нашим зрителем. Зиновий Яковлевич себя не щадил и нам не давал покоя. Представьте, какой дух царил в театре, если мы выпускали подряд десять спектаклей, и каждый становился событием!

Это был новый разговор с детьми – как со взрослыми, на равных. И часто ребята понимали этот язык лучше, чем их родители. А в нас не было никакого актерского чванства: сегодня ты играешь в «Гамлете», а завтра – дерево или пенек в сказке «Волшебное стеклышко». И позже, когда мы уже набрались опыта, я все равно испытывала волнение и счастье, выходя на сцену ТЮЗа с замечательными партнерами – Ольгой Волковой, Антониной Шурановой, Александром Хочинским, Николаем Ивановым, Игорем Шибановым, Лианой Жвания, Валерием Дьяченко, Антониной Введенской, Натальей Боровковой и всеми, кого помню и люблю. Наряду с Корогодским мне довелось работать со многими талантливыми режиссерами – Вейсбремом, Андреевым, Додиным, Фильштинским, Праудиным. Но система З. Я. – это была школа, почти религия, и ее уроками мы зарабатываем на хлеб по сей день. Сегодня, увы, и Станиславский не в чести. То и дело слышишь от модных постановщиков: забудьте слово «действие»!.. ничего не играйте! А Корогодский нас призывал играть «на шестнадцатый ряд». И еще в драматической студии при ТЮЗе мой мастер Леонид Федорович Макарьев настоятельно рекомендовал принимать всем витамин «Три Т»: прежде всего Терпение и Труд, а тогда, может, и Талант проявится.


– Про вас часто пишут «истинно петербургская актриса». А что вы сами вкладываете в это понятие?

– Словами не объяснишь. Все петербуржцы, и артисты в том числе, наверное, несут в себе черты города, в котором живут. Петербург, а прежде – Ленинград, неизменно стоял особняком по отношению к Москве или другим городам. Я много поездила с гастролями, и, когда возвращаюсь домой, меня всегда поражает эта... распластанность Петербурга в пространстве. Особенно это чувствуешь в центре: когда идешь по Литейному или Троицкому мосту, глядя на ровную кромку домов вдоль Невы, город словно тебя обнимает и нежно укачивает, как в колыбели... Я сменила в этом городе больше пятнадцати адресов и знаю о нем много. Этот город проникает в кровь, и это ощущали все, кто вместе со мной столько лет выходил на сцену ТЮЗа.


– На снимке Валерия Плотникова сорокалетней давности – том, где вы стоите с черной собакой в створе двух уходящих вдаль классических фасадов, – вы – просто плоть от плоти нашего города...

– Валера – большой мастер, он меня недавно приглашал на презентацию нового альбома, но я из-за предъюбилейных хлопот не успела. А в 1973 году он меня снимал на улице Пестеля и, конечно, с собакой. Любовь к животным – наша семейная черта, ее унаследовали и мои дочка с внучкой. Сейчас у нас на попечении шесть кошек и две собаки.


– Может, эта любовь к братьям нашим меньшим и помогла вам так убедительно перевоплощаться в олененка Бэмби, Конька-Горбунка, Кошку, которая гуляла сама по себе, ослика Иа-Иа, Комарика и даже Крокодила?

– Я уже как-то говорила, что мне не надо часами делать наблюдения в зоопарке, чтобы сыграть осла или другую живность. Или изучать основы минералогии, чтобы сыграть Камень... Эти знания хранятся где-то внутри, в копилке памяти, надо их только вовремя оттуда извлечь. И чем ближе к детству эти воспоминания, тем больше шансов, что вы найдете точные краски для образа. Ну и гены, наверное, помогают: я ведь из актерской семьи.


– В канун Года кино хочется спросить, где вы нашли краски для роли фашиста Геббельса, которого сыграли дважды – в фильме Сокурова «Молох», а через 10 лет в сериале Ускова и Краснопольского «Вольф Мессинг»?

– Это Александр Николаевич Сокуров, у которого я к тому времени снялась в трех картинах, вдруг увидел меня в этой роли. Оставалось только сделать все, чтобы его не разочаровать. Ведь сыграла же я усатого злодея Грегорио Чиче в спектакле «Месс-Менд». Я почти никогда не отказываюсь от предложенных ролей и обычно снимаюсь по самой низкой ставке, если мне интересно. С Сокуровым было легко работать, хотя он не очень любит драматических артистов и с удовольствием снимает людей других профессий – балерин, журналистов. А мне всегда страшно смотреть себя на экране, особенно в первый раз.


– В спектакль «Время женщин» на сцене БДТ вошло много реплик, которые вы сами придумали во время репетиций. Позволялось ли вам импровизировать в работе над ролью Лумис в тюзовской постановке Адольфа Шапиро «Вино из одуванчиков, или Замри»?

– Адольф Яковлевич с пониманием относится к предложениям актеров, если они не лишены смысла. А я вообще не капризная артистка. Да и опыт уже позволяет найти общий язык с любым режиссером.


– Родной ТЮЗ дарит вам юбилейный вечер. А что вы сами себе подарите?

– Наверное, таким подарком будет премьера моноспектакля в постановке Вениамина Фильштинского «Соколова и роль» на Экспериментальной сцене под крышей театра-фестиваля «Балтийский дом». Прямо на глазах у зрителя я буду «пробоваться» на роли всех персонажей, действующих в рассказе Владимира Набокова «Истребление тиранов», который он написал в 1936 году. Это довольно тяжелая история, и я много репетировала, чтобы в день премьеры 25 декабря все прошло чистенько-гладенько.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 242 (5613) от 24.12.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...