Три солнца для Верди. Знаменитые артисты оперы выступили в Петербурге

Анна Нетребко и Юсиф Эйвазов впервые выступили в зале «Тинькофф Арена» в рамках своего большого мирового турне. Их поддержал итальянец Лука Сальси.

Три солнца для Верди. Знаменитые артисты оперы выступили в Петербурге | Фото: Википедия / Manfred Werner (Tsui) / Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported

Фото: Википедия / Manfred Werner (Tsui) / Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported

Меломаны-гурманы, конечно, хотели бы чаще слышать их выступления в полноценных оперных спектаклях, но экстремально сжатые репетиционные графики Мариинского театра, с одной стороны, и высокая исполнительская планка Анны и Юсифа - с другой, к сожалению, крайне редко способны совпадать. Поэтому артисты встречаются с истосковавшимся слушателем-обожателем в формате концерта, который тоже требует репетиций, но все же куда более просчитываем с точки зрения художественного результата.

Певцы начали свой вечер с любовного дуэта из первого акта «Отелло» Верди, композитора, которому целиком посвятили первое отделение. Оркестр Михайловского театра под управлением Микеланджело Мацца дал хорошую настройку, пообещав очень неплохое качество аккомпанемента. Деревянный купол зала-шатра выступил гарантом на удивление качественной акустики, а вот закулисные, несолидно балаганные шторки по краям сцены умаляли высокие акустические и эстетические стандарты и явно требовали будущей доработки.

Но все технические характеристики зала отошли на второй план, когда на авансцене оказались главные герои вечера. Дуэт из «Отелло» стал обещанием когда-нибудь наконец услышать обоих в этом шедевре позднего Верди, который пошел дальше Шекспира, раскрыв психологические тайны и сложности душевного мира двух горячо влюбленных. Отелло в воплощении Юсифа Эйвазова предстал трепетным венецианским мавром, для которого заслужить поцелуй Дездемоны - un baccio (как это звучит на итальянском) - словно взойти на горный пик. Именно так выстроили сопрано и тенор свои вокально-сценические взаимоотношения, соединившись лишь в конце дуэта в заветном поцелуе-кульминации.

Драматургия номера проистекала из знаменитой строчки: «Она меня за муки полюбила, а я ее за состраданье к ним». Интонационно и тембрально богатый голос Анны в партии Дездемоны идеально отвечал рисунку партитуры Верди, смело смешивая виолончельные и скрипичные краски, изумляя искусством кантилены, покоряя правдой интонаций. Юсиф Эйвазов показал Отелло настолько безоружным в своей искренности, насколько мог быть его беззаветно влюбленный герой, возведший объект обожания в ранг идеала. Сочный, яркий, поразительно ровный на протяжении всего диапазона звук его лирико-драматического тенора в сочетании с чуткой музыкальностью рисовали этот образ рембрандтовской кистью, знающей, что такое искусство светотени. После такого вокального вступления несколько в тени оказалась увертюра к «Набукко», во время исполнения которой маэстро Мацца показал себя несколько флегматичным обладателем североитальянского темперамента. Оглушительным контрастом прозвучал следующий номер - знаменитая ария королевы Елизаветы Tu che la vanita («Ты, познавший суету мира») из финала «Дон Карлоса». В ней эта великая и отважная героиня истово молится у гробницы Карла V в ожидании возлюбленного Карлоса для прощания. Анна Нетребко, знающая толк в перевоплощении в гордых и независимых королев по операм Доницетти, предстала здесь во всем великолепии арсенала своих выразительных средств.

В мае ее ждет дебют в этой партии в премьере постановки «Дон Карлоса» в дрезденской Земперопер вместе с Юсифом Эйвазовым и Ильдаром Абдразаковым. Слабая надежда есть и на то, что в не самом далеком будущем все трое выступят в этой опере и в Мариинском театре, где, к счастью, «Дон Карлос» - давнее репертуарное название.

Вслед за этой вокально-драматической роскошью с сольным номером выступил Эйвазов в арии безнадежно влюбленного Рудольфа Quando le sere al placido из финала второго акта «Луизы Миллер» Верди, после которой на сцену впервые вышел итальянский баритон Лука Сальси, партнер Анны и Юсифа по европейским постановкам. Баритон завоевал зал с первых же нот в обвинительной арии Риголетто «Куртизаны, исчадье порока» из одноименной оперы Верди.

После короткого вступления к «Аттиле» прозвучал пылкий, исполненный гнева дуэт Vendetta из оперы «Макбет», ставшей одной из выдающихся партий в репертуаре Анны Нетребко. Не давая слушателям отдышаться, певцы исполнили трио из «Трубадура», где Анне пришлось оказаться меж двух огней - пылко влюбленного Манрико и ослепленного страстью графа ди Луна.

Второе отделение началось с дуэта-поединка из финала «Силы судьбы», петербургской оперы Верди, в котором Юсиф Эйвазов вновь продемонстрировал свою музыкальность и драматический дар, очень детально исполнив образ мирно настроенного дона Альваро, которого вывел из равновесия Дон Карлос, живущий жаждой мести за свою сестру. После него знаменитая ария юной Лауретты O mio babbino caro из «Джанни Скикки» Пуччини создала «опереточно-неаполитанское» настроение. Шлягер, известный не только по исполнению Паваротти, но даже по мультфильму «Ну, погоди!», где заяц поет его с экрана телевизора - «O sole mio», или «О, мое солнышко», - пришелся так кстати, чтобы согреть и обнадежить петербуржцев, промокших в этот вечер под холодным дождем.

#опера #концерт #артисты #Анна Нетребко

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 205 (6558) от 31.10.2019 под заголовком «Три солнца для Верди».


Комментарии