Три дня под звуки музыки: в Шереметевском саду вновь звучал джаз

Три дня пространство около Фонтанного дома (Музей Анны Ахматовой) находилось во власти международного музыкального фестиваля Бродский Drive, состоявшегося в одиннадцатый раз.

Три дня под звуки музыки: в Шереметевском саду вновь звучал джаз | ФОТО Марии ШЕРИХ

ФОТО Марии ШЕРИХ

Организаторы сфокусировались на том, что в древних учениях число 11 являлось носителем особенных свойств, в первую очередь гармонии как единства противоположностей, согласия и баланса, и увидели в этом некий знак. Впрочем, выдающиеся музыканты и оригинальные трактовки уже давно стали фирменным знаком фестиваля, поэтому трудно оценить, какую именно «магию» привнесло искомое число в программу джазового уик-энда.

…Погода благоволила, да и не под силу ей было напугать поклонников причудливых и непредсказуемых джазовых гармоний. Здесь царила своя стихия. Звуки, не ведающие границ, не подчиняющиеся каким бы то ни было правилам, устремлялись ввысь, сливаясь в своем непостижимом естестве с воздушными массами, кипенно-белыми облаками, пробивающимися сквозь кроны деревьев солнечными лучами.

Частицей биосферы стала и программа «Воображаемый фольклор» — сотворчество композитора, аккордеонистки и вокалистки Эвелины Петровой и полиинструменталиста Владимира Волкова, взявшего на сей раз в руки контрабас. Музыка живописала неведомые миры. В этих мирах как в зеркале отразилась инстинктивная, импровизационная сущность джаза, его живая пульсирующая музыкальная ткань. Аккордеон, который нельзя назвать программным джазовым инструментом, обрел благодаря Петровой особый голос. Артистизм же самой исполнительницы достоин по меньшей мере поэмы, столько в ней горячего подлинного чувства, творческого бесстрашия и экспрессии.

Опусы саксофониста и композитора Дмитрия Петручиани отличались психологической глубиной и изрядной долей мистицизма. Композиции «Тайная жизнь Генриха IV» и «Воздухоплавание зимой», исполненные совместно с ведущими петербургскими музыкантами, продемонстрировали не только богатейший звукоряд, но и широчайший спектр эмоций. Это был тот самый случай, когда музыка заговорила языком драмы, а драма нашла свое воплощение в музыке.

Постоянный резидент фестиваля трубач и композитор Вячеслав Гайворонский представил сочинение «Семь звукоголосий» — пьесы к выбранным стихам с голосом ­Иосифа Бродского. «Звукоголосия» прозвучали в исполнении трио, состоящего из трубы (Гайворонский), клавишных (Андрей Кондаков) и виолончели (Андрей Ефимовский).

Бродский_Ше-Ма.jpg
ФОТО Марии ШЕРИХ

Художественный руководитель фестиваля пианист и композитор Андрей Кондаков появился и в финальном концерте второго дня в ансамбле (Andrei Kondakov Festival Stars) с московскими музыкантами Артемом Баденко (саксофон), Антоном Давидянцем (бас-гитара) и Олегом Бутманом (ударные). Отдельно хочется упомянуть перформанс Sketches: диковинное переплетение музыки Баха, Генделя, Моцарта с поэзией Пушкина, Бродского, Ахматовой, воплощенное саксофонистом Алексеем Кругловым и пианисткой и вокалисткой Кариной Кожевниковой. Это было красиво, изысканно, символично.

Хотя, положа руку на сердце, любую часть программы Бродский Drive можно назвать «блюдом» для истинных гурманов. Из года в год фестиваль расширяет представления о возможностях уникального явления, которым стал в человеческой культуре джаз. Поэтому и участвуют в фестивале не только российские музыканты, но и зарубежные гости — как, например, тромбонист и вокалист Дэн Барнетт.

Джаз не стареет, не костенеет, не покрывается густым слоем пыли: новые поколения музыкантов переосмысливают старые и изобретают новые формы. И безграничная свобода импровизации закономерно перетекает в бесконечность.

Читайте также:

Звёздные голоса белых ночей. Продолжается музыкальный фестиваль, возглавляемый Валерием Гергиевым

ИИ «дописывает» Чайковского. Мариинский театр представил оперу «Мандрагора»


#фестиваль #шереметьевский сад #джаз

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 125 (7947) от 14.07.2025 под заголовком «Три дня под звуки джаза».


Комментарии