Наталья Метелица: «По всему миру обращаются к наследию Мариуса Петипа»

Торжества, посвященные 200-летию Мариуса Петипа, продолжаются. Вышел в свет двухтомный энциклопедический альбом «Петипа. Танцемания». А мрачный ноябрь нам скрасит фестиваль «Дягилев. P. S.», который начинается завтра. В этом году он целиком посвящен великому хореографу. Презентация двухтомника «Петипа. Танцемания» пройдет 28 декабря. Но его составитель Наталья Метелица, директор Музея театрального и музыкального искусства, арт-директор фестиваля «Дягилев. P. S.», рассказала о нем уже сейчас нашему обозревателю Зинаиде Арсеньевой.

Наталья Метелица: «По всему миру обращаются к наследию Мариуса Петипа» | Иллюстрация pixabay.com

Иллюстрация pixabay.com

- Название книги - напоминание о балете, в котором Петипа еще совсем ребенком дебютировал как танцовщик. Слово «танцемания» - емкое, многозначное, оно означает и страстное увлечение балетом, которое свойственно многим. Этот альбом - большой труд, прежде всего сотрудников нашего музея и Театральной библиотеки, под одной крышей с которой мы живем многие годы. Вместе мы храним большую часть наследия Мариуса Петипа, уникальные материалы по истории его балетов.

После национализации императорских театров коллекция оставшихся костюмов, эскизов, афиш, документов, фотографий была разделена между музеем и библиотекой. Так, в библиотеке хранится 4000 подлинных эскизов к костюмам для балетов Петипа. А у нас все остальное и гардероб императорских театров; многие из костюмов - к балетам Петипа. Часть этих ценнейших экспонатов вошла в наше издание.

Для создания книги мы объединили коллекции и усилия. Первый том называется «Эпоха Петипа». Это история, наследие, которое он нам оставил, ставшее основой и даже синонимом русского классического балета как такового. 64 балета, и те, что до сих пор идут на мировой сцене, и те, что давно со сцены сошли и почти забыты... Здесь собрана вся информация о спектаклях: краткое содержание, паспорт премьеры, фотографии, эскизы костюмов и декораций, афиши, программки, оригинальные театральные костюмы - более 400 иллюстраций.

Второй том - «После Петипа» - рассказывает о том, как обстояли и обстоят дела с наследием балетмейстера в XX - XXI веках. Современные хореографы обращаются к его сюжетам, создают новые авторские версии. Читатель может узнать, как его наследие «живет» во Франции, Англии, Нидерландах, США. Не говоря уже о России, которую по праву можно назвать родиной хореографа. В этом томе рассказывается и о новых редакциях балетов Петипа, и об авторских, подчас весьма смелых и далеко уходящих от оригинала версиях балетов, идущих сейчас на мировой сцене.

Среди авторов статей - российские и зарубежные историки балета, в частности Вадим Гаевский, Мартин Кан, Джейн Притчард, Ольга Розанова. Участники проекта - Академия балета им. Вагановой, музеи Мариинского и Большого театров. Михаил Егоров, который предоставил частный архив Сергея Вихарева. А также зарубежные партнеры - Национальная библиотека Франции, Музей Виктории и Альберта (Лондон) и Музей танца (Стокгольм). Многие современные фотографы безвозмездно дали для издания свои снимки. Среди них - Валентин Барановский, Нина Аловерт. Звезда балета Сильви Гиллем поделилась фотографиями из своего архива.

Двухтомник издан на трех языках - русском, английском и французском. Перевод нашей книги на французский язык сделан безвозмездно сотрудниками Французского института.

Фестиваль «Дягилев. Постскриптум» в этом году тоже целиком посвящен Петипа. Особенно важна концепция балетной программы. Она называется «Петипа. P. S.». Акцент мы сделали на том, как работают с его наследием современные хореографы - от Екатеринбурга до Японии, от Норвегии до ЮАР. Это ли не доказательство того, как до сих пор востребован Петипа на мировой балетной сцене? По всему миру, в любом большом театре, в каждой маленькой труппе так или иначе обращаются к нему. Мы отобрали только лучшие постановки.

Хочу подчеркнуть, что в отличие от многих балетных фестивалей во главу угла мы ставим не исполнителей, а именно хореографов. Нашу программу заключительного вечера «Петипа. P. S. Метаморфозы. XXI век» я бы назвала аналитической. Мы хотим дать возможность сравнить канонические хореографические тексты Петипа и версии современных балетмейстеров. С одной стороны, тщательно воссозданные по записям Николая Сергеева, хранящимся в Гарварде, реконструкции балетов, сделанные Алексеем Ратманским, Юрием Бурлакой. С другой - авторская хореография XXI века: Матса Эка, Ролана Пети, Джона Ноймайера, Анжелена Прельжокажа.

#театр #наследие #творчество

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 216 (6325) от 20.11.2018 под заголовком «Третий век Петипа».


Комментарии