Третье пришествие Довлатова
Сегодня рядом с домом № 25 по улице Рубинштейна обещают установить памятник Сергею Довлатову. Это будет третья попытка.
Фрагмент памятника писателю. ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Напомним, что официальное открытие монумента состоялось 4 сентября этого года в честь 75-летия писателя. Но тогда бронзовую скульптуру поставили (причем на землю) временно, чтобы позже залить фундамент и выстроить всю композицию. Кроме фигуры, стоящей в проеме двери, в нее входят гранитный стол с зачехленной пишущей машинкой «Ундервуд» из бронзы и три гранитные скамейки.
Как сообщил нашей газете Вячеслав Бухаев, один из авторов монумента, в субботу, 8 октября, скульптуру привезли к месту установки, но приварить дверь помешала непогода. Кроме того, фундаменту было необходимо время, чтобы просохнуть. Поэтому в тот день появились только стол и скамейки. На торцах стола выбиты имена всех авторов памятника, это скульпторы Марлен Цхададзе и Антон Иванов, архитектор Вячеслав Бухаев. Рядом названы камнерезная и литейная компании, а также спонсоры. Здесь же выбита странная дата - «3 августа 2016 года». Как известно, Довлатов родился 3 сентября, но городской праздник «День Д» первоначально намечался на лето. Тогда место для памятника не было выбрано: скульптуру, установленную на грузовике, должны были возить по городу с остановкой у дома № 23 по улице Рубинштейна, где жил автор «Соло на «Ундервуде».
За месяц место нашли. Впрочем, по источникам, формальные вопросы еще не улажены. Пока нет постановления городского правительства об установке памятника. Чтобы оно вышло, нужно ждать как минимум до января 2017 года. Тогда вступят в силу изменения в закон Петербурга о режимах и границах зон охраны, которые позволяют устанавливать новые памятники в самом-самом историческом центре. Улица Рубинштейна входит в самую строгую охранную зону. Принципиальное согласие комитетов городской администрации, в частности, профильных - КГИОП и КГА, наверняка будет получено. Но и этого недостаточно. Довлатов должен попасть в список выдающихся личностей, которым необходимо установить памятники в Петербурге.
В прошлом году КГА и комитет по культуре сформировали открытый список, его можно было дополнять, и по нему было проведено народное голосование. Довлатов набрал сравнительно немного голосов, но главная проблема в другом - его кандидатуру в исторические личности тогда не одобрила Общественная палата Петербурга.
История с памятником Довлатову тянется три года. Возможно, все вопросы были бы давно сняты, если бы инициаторы установки памятника согласились на изначально предложенное КГА место вне самой строгой охранной зоны. Это Дмитровский сквер, в народе часто называемый «Эльфийским». Он расположен рядом с перекрестком Стремянной улицы и Дмитровского переулка. Во времена Довлатова поблизости находилось кафе «Эльф», филиал знаменитого «Сайгона», в саду собирались обитатели обеих кофеен.
Памятник около дома, где жил писатель, выглядит логичнее. Но что теперь делать с тавтологией... точнее - с мемориальной доской на доме № 23, установленной в 2007 году по эскизу художника Алексея Архипова?
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 189 (5806) от 11.10.2016.
Комментарии