Трамваем – на фронт

В Петропавловской крепости открылась выставка «Рисуя блокаду», на которой впервые полностью представлено уникальное свидетельство тех страшных дней – 143 рисунка ленинградского архитектора Якова Рубанчика. Первый лист датирован августом 1941 года, последний – январем 1944-го.

Трамваем – на фронт | Яков Рубанчик. «Трамвай на передний край. 3 сентября 1941 года».Предоставлено Музеем истории Санкт-Петербурга

Яков Рубанчик. «Трамвай на передний край. 3 сентября 1941 года».Предоставлено Музеем истории Санкт-Петербурга

Рубанчик окончил архитектурный факультет Академии художеств в 1928 году, проектировал для разных городов страны, работал в команде, которая выиграла конкурс на проектирование ленинградских фабрик-кухонь – Кировская и Выборгская сохранились до наших дней, они признаны памятниками конструктивизма. Всю блокаду Рубанчик прожил в Ленинграде, руководил архитектурной мастерской ГИОП, выполнял обмерные чертежи. Он умер в 1948 году, родственники передали рисунки в Музей истории города.

Документально-художественное свидетельство архитектора – жестокое и честное. Эпиграфом к нему может служить дневниковая запись 1943 года, в которой упоминается рисунок со следами от осколков на асфальте: «Ведь придут люди и не поверят, что нам пришлось снести».

Рисунки Рубанчика заставляют поверить, что в начале сентября 1941-го бойцы отправлялись на передовую трамваем, женщины создавали двухэтажные насыпные щиты из песка, чтобы спасти дома от разрывов снарядов. 10 декабря Рубанчик изображает трамвай на заснеженном Загородном проспекте, где он жил, и отмечает: «19-й год повторяется. Транспорт встал».

Самые пронзительные рисунки относятся к 1942 году – «С вечера он хотел погреться у радиатора. К утру он замерз», «Смерть от истощения и мороза. Мародер не успел снять валенки. Рассвело», «Дистрофики принимают солнечные ванны на солнечной стороне Невского проспекта».

И рядом оптимистичные – «Первый рейс» и «Висят!!!» – о пуске блокадного трамвая и его многочисленных пассажирах. Только однажды Рубанчик откладывает обычные черный грифель или фиолетовые чернила и использует цветные карандаши. Это рисунок «Огороды на Исаакиевской площади» – большие кочаны капусты на фоне израненной колоннады Исаакиевского собора.

Некоторые рисунки и комментарии к ним сейчас можно определить как черный юмор. Например, «Привезли свежего товару» к изображению грузовика, наполненного гробами. Или, как считает Мария Макогонова, куратор выставки и исследователь творчества Рубанчика, рисунок-фантазия, изображающий рукописное объявление на стене дома «Меняю гроб на продукты».

Но на этот юмор имел моральное право человек, проведший в блокаде 900 дней и едва не умерший от дистрофии. Как заметила в те дни художник, тоже блокадница Анна Остроумова-Лебедева: «Рубанчик так слаб, что ходит сильно покачиваясь».

В ноябре 1943 года появляется рисунок «Типично ленинградское».

На двери магазина висят большие замки, но рядом записка: «Все живы и невредимы, ушли обедать».

Сразу после того как была снята блокада, Рубанчик едет в освобожденные Петергоф и Царское Село, чтобы зафиксировать руины дворцов для будущих реставраторов. Они составили серию «Расстрелянный Растрелли», напоминающую об офортах великого Пиранези. Серия хранится в архиве КГИОП, который предоставил на выставку 22 большеформатных рисунка.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 190 (5563) от 12.10.2015.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Павка Корчагин – святой или фанатик?
22 Мая 2017

Павка Корчагин – святой или фанатик?

В театре-фестивале «Балтийский дом» - премьера: Анатолий Праудин поставил спектакль «Как закалялась сталь» по роману Николая Островского.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Квест на Парадной лестнице
11 Мая 2017

Квест на Парадной лестнице

Эрмитаж продолжает масштабный проект «Штурм Зимнего», приуроченный к 100-летию Октябрьской революции. Это точечные выставки-квесты, которые в течение года открываются в разных частях музея.