Тома Лжетомон. История лжепамятника в Александровском парке

В конце минувшей недели вышел конфуз: памятник в Александровском парке, который принимали за Тома де Томона, как оказалось, изображает совсем другого человека. Корреспондент «Санкт-Петербургских ведомостей» посетил парк с экскурсией, которая об этом разоблачении еще не знала, и посмотрел на реакцию людей.

Тома Лжетомон. История лжепамятника в Александровском парке | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Автор проекта здания Биржи Тома де Томон - лишь один из бронзовых зодчих, вместе восседающих в парке за большим столом. За спинами памятников столпились девушки и юноши, а две женщины-гида проходят по кругу, пытаясь назвать сидящих поименно. Это непросто, поскольку подписей нет. А в лицо сразу всех светил, похоже, знает не каждый гид.

Кое-как разобрались, что среди собравшихся в парке по воле скульптора Александра Таратынова архитекторов - Баженов, Монферран, Трезини, Росси, Растрелли, Захаров и примкнувший к ним Воронихин (ему места за столом почему-то не нашлось, и он стоит поодаль)...

Экскурсантам явно по душе эти ни на что особенно не претендующие, «развлекательные» скульптуры, с зодчими охотно фотографируются. Один из стульев за столом оставлен скульптором свободным. Можно на нем посидеть - как в бронзовой карете, установленной недавно на 1-й Советской улице.

Архитекторов неспроста разместили именно здесь, неподалеку от станции метро «Горьковская». Рядом с ними есть еще один бесплатный познавательный аттракцион, так называемый мини-город - выставленные под открытым небом бронзовые макеты Исаакиевского и Петропавловского соборов, а также других достопримечательностей.

Но смотреть на мини-город в этот день не так интересно, потому что подойти близко не дают. «Композиция закрыта для просмотра, если идет (или прошел) дождь в целях вашей безопасности», - гласит надпись на калитке. Дождя нет, вечер солнечный и теплый, и, видно, смотрители мини-города просто перестраховываются, чтобы миниатюрные постройки вновь не растащили на сувениры, как это уже бывало.

Вот и приковано основное внимание горожан и туристов к столу с зодчими.

- А вот это Тома де Томон? - Да, точно, он, похож, - переговариваются между собой гиды, добравшись до очередной архитектурной знаменитости.

Тут уже я не выдерживаю и решаю внести свой вклад в просвещение экскурсантов:

- А как вы относитесь к тому, что памятник Тома де Томону изображает другого человека, шотландского химика?

- Вы не шутите?

- Откройте Интернет, если не верите.

Первой реакцией был смех. Никто, кажется, особенно не расстроился. «Ну и что, что это не он. Мне памятник нравится», - парировала одна из девушек. Лжетомона стали еще активнее фотографировать. А одна из гидов сначала промолвила: «Какой ужас», - но затем быстро собралась с мыслями и перестроила экскурсию. «Ну что же, вы видели скульптуру Тома де Томона с чужим лицом, пройдемте далее», - сказала она экскурсантам.

История о том, как вышла подмена, уже известна почти во всех подробностях. Если вкратце: статья о Тома де Томоне в «Википедии» несколько лет по ошибке была проиллюстрирована портретом шотландского химика с похожим именем (иностранного ученого, тоже, кстати, известного, звали Томас Томсон). Увы, за неимением лучшего материала (сейчас идут споры, сохранились ли настоящие портреты петербургского архитектора и где их найти) в основу памятника в составе скульптурной композиции «Зодчие» для Александровского парка легла картинка из электронной энциклопедии.

Поначалу ошибки никто не заметил. В 2016 году один из читателей «Википедии» указал на странице обсуждения статьи об архитекторе на неверно подобранную иллюстрацию. Его комментарий тогда не заметили. И лишь на днях историк архитектуры Кирилл Постернак сообщил об этой ошибке.

Когда поднялся шум, редакторы «Википедии» убрали портрет де Томона из статьи. Его перенесли на специальную страницу, на которой коллекционируют подобные случаи «ошибочно идентифицированных персон». Стоит пробежать ее взглядом, как становится ясно: информация из Интернета требует проверки. Например, роль Екатерины I в материалах энциклопедии играла другая императрица, Елизавета Петровна. Оперную певицу Джозефину Грассини пытались выдать за турецкую султаншу Кесем-султан. Вместо императора Константина был изображен Александр I. Некоторые из этих недоразумений, как и Лжетомон, уже перекочевали из виртуального мира в реальный. В частности, портрет подзабытого поэта Константина Олимпова работы Репина был «загружен» под видом портрета Маяковского. И теперь он украшает обложку книги «Владимир Маяковский. Стихотворения. Поэмы. Очерки».

Что же касается памятника де Томону в Александровском парке, то «Санкт-Петербургские ведомости» связались с Александром Таратыновым, и его комментарий был неожиданным.

- С чего все взяли, что это памятник Тома де Томону? - недоумевает он. - В Александровском парке расположена скульптурная композиция «Зодчие», основанная на собирательных образах архитекторов того времени. Ни одна фигура не подписана и не имеет своего имени. Информация, на которую ссылается автор «сенсации», взята с кем-то подписанной картинки в Интернете.

Главный архитектор Петербурга Владимир Григорьев рассказал «СПб ведомостям», что эскизный проект скульптурной группы был одобрен на заседании Градостроительного совета северной столицы. Однако определение сходства памятника с реальной личностью к компетенции этого совета не относится.

- В данном случае в отсутствие достоверного изображения архитектора Тома де Томона его воплощение является художественным образом, продиктованным исключительно авторским замыслом скульптора», - добавил Григорьев. Он также отметил, что скульптурная группа вместе с мини-городом передана на баланс комитету по благоустройству. По поводу того, как могут теперь поступить со скульптурой, зодчий ничего не сказал.

#скульптура #архитектор #Александровский парк

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 151 (6250) от 20.08.2018 под заголовком «Тома Лжетомон».


Комментарии