Только искусство и возможно

В Петербурге в Мраморном дворце Русского музея продолжает работу выставка американского абстракциониста Шона Скалли. Он не смог приехать на вернисаж в начале марта, поэтому наша беседа с крепким спортивного вида 73-летним ирландцем состоялась на днях.

Только искусство и возможно |

- Как связано ваше искусство с фактами вашей биографии?

- Все мои работы - сжатый пересказ моего жизненного опыта. Иначе невозможно творить. Я начинал с декоративного искусства в духе немецкого экспрессионизма. Одновременно интересовался коммунистическими идеями, антиапартеидом, был связан с движениями против ядерного оружия.

Потом мне стала интересна идея интернационализма как универсального языка искусства. В какой-то момент я понял, что единственно возможное международное искусство - это супрематизм и конструктивизм.

- То есть вы испытали влияние русского авангарда?

- Конструктивизм отражает устройство нашего мира. Супрематизм предлагает новое духовное искусство.

- В этом году исполняется 50 лет молодежной революции 1968 года, изменившей западный мир. Вы в ней участвовали?

- Кроме антивоенных акций создал блюзовый клуб, был солистом рок-группы. Но на мой взгляд, эта музыка эфемерна, а хотелось заниматься тем, что останется в будущем. Визуальное искусство остается.

- Скажите, а зачем вы добивались получения черного пояса по карате?

- Я борец по жизни. В карате для меня важно, что оно задействует мой интеллект, требует знания японских понятий и терминов. Это новое знание о других. Про историю Ирландии я знаю достаточно, о Востоке хотелось узнать больше.

- Вы дважды номинировались на английскую премию Тернера. Но так и не получили ее. Обидно?

- Нет. Еще одним дважды номинантом, так и не получившим премию, был знаменитый живописец Люсьен Фрейд. Англичане сильно недооценивают живопись.

- Вы говорите о духовном в искусстве. Что изменилось за последние сто лет, со времени публикации книги Василия Кандинского на эту тему?

- Искусство получило возможность влиять на мир. Во времена Кандинского художники были этакими монахами. Даже когда я начинал работать, то единственное, на что рассчитывал, может быть, у меня будет дом, он же мастерская, размером примерно как этот небольшой зал в Мраморном дворце, где мы общаемся. Я не думал о выставках по миру, телекамерах и тому подобном...

- Всякое ли искусство духовно, как это узнать?

- Я не знаю ответа, но уверен, что любое искусство не может быть неискренним. Оно может быть поверхностным... Но это отражение мира художника. В моем искусстве однозначно есть какое-то духовное начало. Что не значит, что, подходя к холсту, я думаю - вот сейчас буду создавать «духовку».

- Духовны ли, например, «каракули» очень дорогого художника Жан-Мишеля Баскиа?

- Да, потому что он эмоционально затрагивал мистическую сторону нашего мира. Для меня, как глубоко религиозного человека, эмоциональность и мистицизм неразделимы, они связаны с понятием вселенской любви. На мой взгляд, здесь есть аналогия с поп-музыкой, духовное искусство не должно быть тихим, молчаливым в своем обращении к людям.

- Разве ваши картины не предназначены для тихого медитативного восприятия, несовместимого с рок-музыкой?

- Они агрессивнее, чем у классиков абстракционизма. Но чтобы это почувствовать, надо их долго рассматривать.

- В одном интервью вы сказали, что фигуративное искусство тривиально. Значит ли это, что Рембрандт - тривиален?

- Не мог я такого сказать, это ошибка перевода. Рембрандт - один из моих любимых художников. Иногда, когда я что-то не могу выразить в абстракции, сам пишу фигуративные работы. Например, портрет моего сына - ему сейчас восемь лет. Но во времена Рембрандта все было по-другому. Сейчас фигуративное искусство не может выйти за определенные рамки. Для меня создание единого универсального языка возможно только в абстрактном искусстве.

- Философ Теодор Адорно сказал, что искусство после Освенцима невозможно. Согласны?

- Нет. Только искусство и возможно. Ведь Освенцим был абсолютным злом, про которое нельзя забывать.

- Зачем, по-вашему, люди ходят в музеи?

- Они находят там удивительное и загадочное. Еще Зигмунд Фрейд заметил, что человек не может жить без красоты. Хотя никто не знает, почему это так.

#Шон Скалли #Русский музей #интервью

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.