В РОСФОТО – редкая коллекция «туристических» снимков

Музейно-выставочный центр «РОСФОТО» представил публике проект «Гранд-тур. Русская версия» - 120 снимков, сделанных во второй половине XIX века 25 фотографами из разных стран. Они хранятся в собрании центра и в частной московской коллекции.

В РОСФОТО – редкая коллекция «туристических» снимков  | Фонтан на площади Святого Петра в Ватикане (фрагмент). Ателье «Альтобелли и Молинс». 1860 - 1865. РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Фонтан на площади Святого Петра в Ватикане (фрагмент). Ателье «Альтобелли и Молинс». 1860 - 1865. РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Название и идея проекта требуют пояснения. Как рассказал «Санкт-Петербургским ведомостям» Игорь Лебедев, сотрудник «РОСФОТО», это исследование двух культур - фотографической и потребительской. С одной стороны, рассказ о старых мастерах фотографии, по большей части у нас малоизвестных. С другой - показ фотографий и альбомов, которые в качестве обязательных сувениров привозили с собой из Италии русские путешественники. Они называли «гранд-туром» поездку по европейским столицам. Но Италия особая статья: к Риму еще в начале XIX века русские присоединяли Помпеи, а через пару десятилетий - Флоренцию и Венецию. Оставляя не только восторги, но и меткие оценки.

Вот что записал историк Михаил Погодин о своем туре 1844 года: «Вид на Рим великолепный. Перед глазами в основании картины все развалины, в середине - новый город с верхами церквей, и вдали Св. Петр! Разнообразием видов только Москва может состязаться с Римом.

Как хорошо разрушился Колизей! Где обвалилась стена, где упал свод над окнами... Даже нельзя жалеть, что он не сохранился в целости. Неужели целый он был лучше!

Ощущения при осмотре Помпеи ни с чем сравнить нельзя. ...Погибший город стал полезнее для науки всех городов уцелевших».

Запросам туристов ответили фотографы, при свободном рынке иностранные мастера конкурировали с итальянцами. В Риме самым известным было ателье Джоакино Альтобелли и Помпео Молинса. Они «поймали» туристов у фонтана на площади Святого Петра. Шотландец Роберт Тернбулл Макферсон первым получил право фотографировать внутри Ватикана. Ему принадлежит снимок скульптуры Аполлона Бельведерского из музеев Ватикана. В Неаполе лидировал немец Джорджо Зоммер, он запечатлел торговцев «пастой», рыбой и вином, а также туристов у Фонтана дельфинов в Казерте. В Венеции главным фотографом был Карло Найя. Кстати, в 1870-е годы на площади Сан-Марко в Венеции находилось 25 (!) магазинов разных фотографов. И всем хватало работы.

Среди авторов встречается одно русское имя - Гавриил (Габриэль) Рюмин (1841 - 1871). Его родители, освободив крестьян, перебрались в Швейцарию, Гавриил родился в Лозанне. В 1858 - 1859 годах в качестве фотографа он сопровождал великого князя Константина Николаевича в поездке по Италии. На выставке показаны рюминские снимки Помпей.

#фотография #культура #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 038 (6391) от 01.03.2019 под заголовком «Тогда не знали селфи».


Комментарии