В РОСФОТО – редкая коллекция «туристических» снимков

Музейно-выставочный центр «РОСФОТО» представил публике проект «Гранд-тур. Русская версия» - 120 снимков, сделанных во второй половине XIX века 25 фотографами из разных стран. Они хранятся в собрании центра и в частной московской коллекции.

В РОСФОТО – редкая коллекция «туристических» снимков  | Фонтан на площади Святого Петра в Ватикане (фрагмент). Ателье «Альтобелли и Молинс». 1860 - 1865. РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Фонтан на площади Святого Петра в Ватикане (фрагмент). Ателье «Альтобелли и Молинс». 1860 - 1865. РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Название и идея проекта требуют пояснения. Как рассказал «Санкт-Петербургским ведомостям» Игорь Лебедев, сотрудник «РОСФОТО», это исследование двух культур - фотографической и потребительской. С одной стороны, рассказ о старых мастерах фотографии, по большей части у нас малоизвестных. С другой - показ фотографий и альбомов, которые в качестве обязательных сувениров привозили с собой из Италии русские путешественники. Они называли «гранд-туром» поездку по европейским столицам. Но Италия особая статья: к Риму еще в начале XIX века русские присоединяли Помпеи, а через пару десятилетий - Флоренцию и Венецию. Оставляя не только восторги, но и меткие оценки.

Вот что записал историк Михаил Погодин о своем туре 1844 года: «Вид на Рим великолепный. Перед глазами в основании картины все развалины, в середине - новый город с верхами церквей, и вдали Св. Петр! Разнообразием видов только Москва может состязаться с Римом.

Как хорошо разрушился Колизей! Где обвалилась стена, где упал свод над окнами... Даже нельзя жалеть, что он не сохранился в целости. Неужели целый он был лучше!

Ощущения при осмотре Помпеи ни с чем сравнить нельзя. ...Погибший город стал полезнее для науки всех городов уцелевших».

Запросам туристов ответили фотографы, при свободном рынке иностранные мастера конкурировали с итальянцами. В Риме самым известным было ателье Джоакино Альтобелли и Помпео Молинса. Они «поймали» туристов у фонтана на площади Святого Петра. Шотландец Роберт Тернбулл Макферсон первым получил право фотографировать внутри Ватикана. Ему принадлежит снимок скульптуры Аполлона Бельведерского из музеев Ватикана. В Неаполе лидировал немец Джорджо Зоммер, он запечатлел торговцев «пастой», рыбой и вином, а также туристов у Фонтана дельфинов в Казерте. В Венеции главным фотографом был Карло Найя. Кстати, в 1870-е годы на площади Сан-Марко в Венеции находилось 25 (!) магазинов разных фотографов. И всем хватало работы.

Среди авторов встречается одно русское имя - Гавриил (Габриэль) Рюмин (1841 - 1871). Его родители, освободив крестьян, перебрались в Швейцарию, Гавриил родился в Лозанне. В 1858 - 1859 годах в качестве фотографа он сопровождал великого князя Константина Николаевича в поездке по Италии. На выставке показаны рюминские снимки Помпей.

#фотография #культура #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 038 (6391) от 01.03.2019 под заголовком «Тогда не знали селфи».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?