Точка невозврата. Что изменится в театрах после введения «антиспекулянтского» закона

Главной новостью наступившего театрально-концертного сезона стало вступление в силу с 1 сентября федерального закона № 183-ФЗ от 18 июля 2019 года, который еще во время его разработки называли «антиспекулянтским». Основное изменение касается порядка возврата билетов на спектакли и концерты по воле покупателя.

Точка невозврата. Что изменится в театрах после введения «антиспекулянтского» закона | Фото: Pixabay / Krzysiek

Фото: Pixabay / Krzysiek

Еще одно новшество, действующее с 1 июля 2019 года, - обязательность выдачи кассового чека вместо или вместе с привычным билетом - требует от публики обычной аккуратности. Чек является документом, пропускающим в зрительный зал. Он же служит основанием для возврата денег.

Сентябрьское изменение серьезнее. Оно позволяет театру возвращать полную стоимость билета, только если вы сдаете его более чем за 10 дней до спектакля. Если сдаете билет за 5 - 10 дней, получите половину его стоимости, за 3 - 5 дней - 30%. При попытке вернуть билет менее чем за три дня до спектакля театр вправе ничего не возвращать.

Уважительными причинами для возврата полной стоимости являются документально подтвержденная болезнь и некоторые другие серьезные причины. Разумеется, речь не идет о переносе представления или изменении названия, в этих случаях действуют прежние правила. «Антиспекулянтским» закон назвали по той причине, что прежде «театральные жучки», предварительно скупив билеты, могли предлагать публике свои сильно завышенные относительно номинала цены. А в случае неудачи при такой продаже сбросить билеты в кассу за полчаса до спектакля, не потеряв ни копейки.

Новые правила вызвали протесты, пока не очень громкие, в социальных сетях. Аргументы примерно следующие: «будучи много и серьезно занят на работе, я не могу за 10 дней точно знать, как сложатся мои обстоятельства», «театры, беря немалые деньги за билеты, пытаются оградить себя от любого риска».

Позиция театров отражена в комментарии для «Санкт-Петербургских ведомостей» Виктора Минкова, директора - художественного руководителя петербургского театра «Приют комедианта», который мы публикуем ниже.

Важное обстоятельство - закон предусматривает право, но не обязанность театров вводить новую систему возврата билетов. Наблюдатели, хорошо знакомые с театральной кухней, считают, что ради сохранения зрителя, особенно своего, большинство театров не будут пользоваться новыми правилами. Ради интереса мы посетили официальные сайты ведущих петербургских театров. Только на сайте БДТ сообщается об использовании новой системы возврата билетов. На главной странице сайта сразу следует отсылка к необходимости иметь при себе кассовый чек и перечислены новые правила возврата билетов. На сайтах других театров про эти правила ничего не сказано. Впрочем, посоветуем зрителям держать руку на пульсе.

А что «важнейшее из искусств»? Мы позвонили Людмиле Григорьевой, директору кинотеатра «Аврора». Она сообщила, что введение кассовых чеков - правильная мера, финансовая дисциплина не менее важна, чем демонстрация качественных фильмов. Что касается правил возврата билетов, то для кинотеатров они остались прежними. Государственный кинотеатр «Аврора» возвращает стоимость билетов самое позднее за полчаса до начала сеанса.

Комментарий

Виктор МИНКОВ, директор - художественный руководитель театра «Приют комедианта»:

- Что изменилось в июле и сентябре 2019 года?

- Для нашего театра по большому счету в июле ничего не изменилось: мы продолжили выбивать кассовые чеки при продаже билетов, как делали это и раньше. В законе написано, что каждый театр решает самостоятельно, с чем зрителю приходить на спектакль: только с билетом (так называемым бланком строгой отчетности) или с прикрепленным к нему чеком. «Приют комедианта» не сталкивался до сегодняшнего дня с проблемой спекуляции, поэтому для нас в принципе все осталось по-прежнему.

Что касается поправок от 1 сентября, я им очень рад. На мой взгляд, театр и зрители несут взаимную ответственность друг перед другом. Театру следует проводить спектакли на должном уровне, представлять заявленного режиссера и артистов. Но и мы должны быть защищены. До 1 сентября театры обязаны были возвращать полную стоимость билета вне зависимости от того, происходит возврат за 5 дней или за 5 минут до спектакля. Возникают сложности. Например, зрители весь день ищут свободный билет на спектакль, но все продано. А за 15 минут до начала происходит возврат, и этот билет уже невозможно продать.

- Помогут ли нововведения бороться со спекулянтами?

- Думаю, да. На комиссии при Министерстве культуры, в работе которой я участвовал, принятие поправок лоббировали прежде всего крупные театры - Большой театр, Театр наций и другие. Им крайне сложно отследить работу спекулянтов: продается большой объем билетов, но, когда спекулянты не могут реализовать часть по завышенным ценам, они приходят и сдают билеты за 30 минут до начала спектакля.

- Поправки очевидно удобны для театра, но удобны ли для зрителя? Как бороться с негативной реакцией?

- Мне кажется, что кассиры в кассе театра должны предупреждать зрителей о новых правилах. Второй шаг - за профессиональным сообществом: думаю, директорам театров Петербурга нужно инициировать кампанию по оповещению зрителей о законе. Люди должны знать о поправках, чтобы не попадать в неловкие ситуации.

При этом у каждого театра остается право на свое усмотрение возвращать полную стоимость билета. На мой взгляд, когда тебе сдают билет за 5 - 7 дней, вполне можно вернуть 100% от стоимости. Потому что у театра остается достаточно времени, чтобы его реализовать.

- Какая наценка существует за услуги Дирекции театрально-зрелищных касс? Она вас устраивает?

- В законе указано, что организация, которая продает билеты, не может брать комиссию выше 10%. Мы работаем с дирекцией на условиях, которые нас устраивают. Давайте не будем забывать, что большая часть продаж уходит в Интернет, а он живет по своим правилам.

- Как будут развиваться эти два сегмента рынка?

- На мой взгляд, ситуация со временем сбалансируется. Безусловно, интернет-продажи будут превалировать, но кассы не исчезнут. Мой прогноз на ближайшие годы: 70% - за Интернетом, 30% - за продажами в киосках.

#театр #билеты #культурные события #закон

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 175 (6528) от 19.09.2019 под заголовком «Точка невозврата».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?