Сокровища частных коллекций покажут на выставке в Русском музее

О том, какие сокровища хранятся в обычных квартирах, можно узнать на выставке «Три петербургские коллекции», которая открылась в Корпусе Бенуа Русского музея.

Сокровища частных коллекций покажут на выставке в Русском музее | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Частные собрания трех петербургских семей — Палеевых, Березовских и Наумовых — представляют неизвестные большинству зрителей работы всем известных художников - от Айвазовского, мирискусников и мастеров русского авангарда до ленинградских художников круга Арефьева, причисливших себя когда-то к Ордену нищенствующих живописцев.

Те, кто ходит на выставки часто, наверняка узнают некоторые картины. Их можно было видеть и в KGallery, и на выставках Русского музея. Как говорит Евгения Петрова, замдиректора ГРМ по науке, музей в последнее время довольно тесно сотрудничает с коллекционерами. Но одно дело, по ее словам, показывать редкие работы из частных собраний точечно, в контексте больших выставок. И совсем другое - показать эти собрания почти целиком.

Одна из главных тем выставки — сравнение трех коллекций, а также трех типов подхода к собирательству.

По словам искусствоведов, коллекция семьи Палеевых воплощает стиль ленинградского собирательства. Это единственная из сохранившихся крупных «профессорских» коллекций Ленинграда 1960 - 1980-х годов. Она герметична, законсервирована, сохраняет прошлое, как янтарь - мушку. Нынешний владелец Владимир Палеев не приобретает новые работы и не расстается ни с одной из тех, что есть. Он присутствовал на вернисаже и позировал по просьбе фотокорреспондентов на фоне собственного портрета работы Владимира Лебедева: там совсем молодой романтический юноша. Как он рассказал, отец его, Илья Исаакович Палеев (1901 - 1970), был доктором технических наук, профессором, заведовал много лет кафедрой теплофизики Ленинградского политехнического института. Но так случилось, что физик увлекся «лирикой» - живописью русских художников. Коллекционировать начал в 1953 году, покупал поначалу работы представителей объединения «Союз русских художников». Тогда многие собирали реалистическое искусство XIX и начала XX века. Купить картины и графику можно было в антикварных магазинах, их было немало в послевоенном Ленинграде, и даже в специализированных отделах комиссионок. Знакомство с Георгием Блохом, коллекционером со стажем, еще дореволюционных времен, расширило кругозор Ильи Палеева, он стал собирать работы художников «Мира искусства», «Голубой розы», «Бубнового валета». Работы этих художников в те времена стоили дешевле, чем, скажем, живопись и графика передвижников. Илья Палеев чрезвычайно ценил Владимира Лебедева. Дружил он и с Натаном Альтманом, все работы, которые есть в коллекции, приобретены были лично у художника. Гордость собрания - работы Роберта Фалька. В основном они были приобретены у вдовы художника Ангелины Щекин-Кротовой, с которой коллекционера тоже связывали дружеские отношения.

«Любая частная коллекция отражает личность собирателя, его художественные и историко-культурные предпочтения, увлечения и привязанности», - говорит Владимир Березовский. Как он вспоминает, его коллекция началась с картин, полученных в наследство от Лидии Николаевны Угловской - внучатой племянницы пейзажиста Станислава Жуковского. Это были работы самого Жуковского и художников его круга - Николая Дубовского, Аркадия Рылова, Валентина Серова и Евгения Лансере. Стал собирать передвижников, но вскоре понял, что ближе работы художников круга «Мира искусства». KGallery открылась в 2005 году, на первой выставке показали произведения Бориса Григорьева. Затем последовали выставки Петрова-Водкина и учеников, Бориса Кустодиева, ретроспективы Сергея Судейкина, чье наследие распылено по разным музеям и собраниям России и мира, Константина Сомова, Виктора Замирайло. Многие работы этих художников, запомнившиеся по выставкам в галерее, можно увидеть сейчас в Русском музее.

Помимо произведений русских художников рубежа XIX - XX веков, составивших основной массив собрания, в последние годы Березовские приобретают (и показывают в галерее) работы художников ленинградского андеграунда. Владимир Березовский купил целиком коллекцию Анатолия Сидорова и Галины Волковой - около трех тысяч произведений. У коллекционеров, собиравших ленинградский андеграунд, не было наследников. В Корпусе Бенуа работы художников, не вписывавшихся в официальную культуру того времени, можно увидеть в конце анфилады выставочных залов, на лестнице и на втором этаже. Организаторы постарались сохранить шпалерную развеску, характерную для квартиры Сидорова у Сенной площади, где картины висели в несколько рядов, до потолка. Александр Арефьев, Рудольф Васми, Валентин Громов, Владимир Шагин, Шолом Шварц... Владимир Березовский - связующее звено между ленинградской интеллигенцией 1960 - 1970-х годов, влюбленной в искусство, но не имеющей выхода за железный занавес, и собирателями нового времени, которые обладают хорошими финансовыми возможностями, доступом к информации, ездят по миру на аукционы.

Таковы Кирилл и Юлия Наумовы, чья коллекция стала складываться лишь десять лет назад. Как говорит куратор выставки Владимир Круглов, коллекция Наумовых отражает широту их интересов и размах их приобретений. Помимо живописи и рисунка рубежа ХIХ - ХХ веков здесь есть отсутствующие в двух других собраниях картины ХIХ столетия, а также миниатюры, гравюры, скульптуры, серебряные и медные медали. Кроме того, наряду с произведениями национального искусства в ней имеются работы зарубежных мастеров.

Гравюры Дюрера или Тулуз-Лотрека, множество медалей, безусловно, представляют интерес. Но в контекст выставки, охватывающей в основном русское и советское искусство первой половины минувшего века, не вписываются. Возможно, кураторам выставки все же стоило проявить жесткость в отборе и более четко структурировать экспозицию.

Благодаря Кириллу и Юлии Наумовым в Россию возвращается имя Павла Челищева, представителя мистического сюрреализма, которого часто называют русским Дали. До недавних пор в России была только одна-единственная картина Челищева - «Феномена» («Ад»): она хранится в Третьяковской галерее. Наумовы же приобрели на аукционе Christie его картину «Концерт». Она демонстрировалась несколько лет назад в КGallery, а сейчас вы можете увидеть ее на выставке. Стоит сказать им спасибо и за возвращение в Россию блистательного «Портрета мадемуазель Подбельской» Николая Фешина, который после продажи на Международной мюнхенской выставке 1913 года надолго исчез из виду. И вот, наконец, мы можем любоваться им.

Читайте также о том, чтоцены на билеты в Русский музей могут повысить.

#выставка #Русский музей #искусство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 073 (6426) от 22.04.2019 под заголовком «То, что вы никогда не видели».


Комментарии