Тима, Тома и все-все-все

На днях стало известно, что мультипликационный сериал «Тима и Тома», созданный студией компьютерной анимации «Петербург», отобран для показа на 23-м Штутгартском международном фестивале анимационных фильмов. Авторы знаменитых «Смешариков» получили подарок в Год кино в России.

Тима, Тома и все-все-все | В месяц один человек делает одну минуту фильма. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

В месяц один человек делает одну минуту фильма. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Смотр в Штутгарте – это класс А для мультипликационных фильмов, он входит в тройку крупнейших фестивалей в мире, ежегодно собирает 2,5 тысячи профессионалов и 80 тысяч зрителей. Вместе с Надеждой Кузнецовой, исполнительным директором студии «Петербург», мы идем по залам, где одновременно работают 150 художников-мультипликаторов. Именно художников, настаивает Надежда, хотя их единственным инструментом является компьютерная мышка.

Студия начиналась 15 лет назад с небольшой компании, которая вся помещалась в офисе размером с двухкомнатную квартиру и занималась разработками настольных игр для детей от 2 до 6 лет: кубики, дорожки «тише едешь – дальше будешь» и т. п. Тогда художник Салават Шайхинуров нарисовал игру-путешествие по кондитерской фабрике, где главными героями были объевшиеся зверушки, названные Сластенами. А директор компании Илья Попов предложил развить эту идею и придумать историю про их путешествие – рекламный ролик, чтобы популяризировать данных персонажей.

Создатели настольных игр всерьез заинтересовались компьютерной анимацией и производством мультфильмов для своей дошкольной аудитории. Тогда в России еще не было жесткой конкуренции, как не было и новых мультипликационных сериалов, поскольку этот бизнес не считался прибыльным и мало кого интересовал.

В итоге ролик так и не сделали. Зато Шайхинуров придумал Смешариков – 9 персонажей, которых знают сейчас, кажется, все. А весной 2003-го была создана студия компьютерной анимации. Над именем долго не думали, шел юбилейный год, естественным стало название «Петербург».

Но кто будет делать новое кино? Поэтому студия начиналась с курсов компьютерной анимации. В то время (да и сейчас) не было специального образования, компьютерная мультипликация была занятием для фанатов. Помогли опытные люди с «Леннаучфильма», они стали первыми преподавателями.

По объявлению о наборе на курсы пришли 25 человек – медсестры, биологи, художники, один могильщик. Для студии важнее всего было не совершенное владение карандашом или фломастером, а непреодолимое желание будущих аниматоров рисовать.

На бесплатные курсы – это была инвестиция студии в человеческий капитал – отобрали 12 претендентов. Из них на работу взяли только троих. Они сделали «Скамейку», это была первая 6,5-минутная серия «Смешариков».

Важная деталь в биографии студии «Петербург» – студия получила государственный грант по программе поддержки отечественной мультипликации. Это был шанс, позволивший студии подняться и стать заметной для телевидения. Было создано 20 серий, которые удалось запустить на каналах с федеральной аудиторией.

Производство компьютерного мультфильма начинается со сценария, а первые серии «Смешариков» начались со сценариев Алексея Лебедева. Он развил идею – сочинял каждый месяц по 4 сценария, и так 7 лет. Сейчас над разными сюжетами работают разные авторы. Потом композитор пишет музыку, актеры записывают реплики, режиссер обсуждает с аниматорами визуальный ряд.

Один человек в месяц делает одну минуту фильма. Это норма. Производство полнометражного фильма требует намного больше времени, чем в игровом кино.

Сейчас в производстве студии находятся пять проектов, в том числе один полнометражный фильм – «Смешарики. Дежавю». В марте выходит в прокат полнометражный фильм «Смешарики. Легенда о Золотом Драконе».

Кабинет директора заполнен дипломами и призами. Обычно студия сама направляет фильмы на фестивали, где эксперты отбирают конкурсную программу. С сериалом «Тима и Тома» о двух друзьях – бегемотике и слоненке – получилось иначе.

Этот проект родился в 2015 году. Шесть фильмов по 5 минут были созданы за короткий срок, показаны по телевидению и в кинотеатрах. Одновременно студия представила проект «Тима и Тома» на международном рынке. Агенты посмотрели мультфильм и порекомендовали немедленно послать его в Штутгарт, не дожидаясь выхода большого сериала. И его отобрали на фестиваль.

Победитель будет назван 1 мая 2016 года.

Фестивальная жизнь – вещь приятная, но, когда речь идет о продукции для самых маленьких зрителей, светская хроника не самое важное. Производство этих фильмов такое же ответственное дело, как изготовление детских лекарств или питания. Мультики формируют сознание. Строго говоря, их выпуск должен быть государственной задачей.

Чем государство может помочь анимационным студиям в России? Надежда Кузнецова видит несколько проблем. Во-первых, государство сильно ограничило рекламу в детском контенте на телевидении. В результате снизился интерес телеканалов к покупке российских мультфильмов. Они предпочитают купить старые зарубежные сериалы. Следовательно, государство должно лоббировать отечественный продукт.

Во-вторых, крайне необходим образовательный стандарт «художник-аниматор», чтобы вузы и средние учебные заведения могли готовить дипломированных профессионалов. Пока же студия «Петербург» продолжает учить будущих аниматоров на курсах, как было более 10 лет назад.

Кузнецова мечтает, что наше образование сравняется с западным. Там на студиях нет никаких курсов, художников-мультипликаторов готовят в университетах, даже в самых скромных.

В-третьих, не хватает дешевых кредитов для производства мультфильмов.

Наконец, новые ограничения: сегодня многое нельзя показывать детской аудитории. Персонажа нельзя съесть, ударить и т. д. Надежда Кузнецова признается, что когда на студии впервые увидели полный список запретов, то испытали шок. Творческие люди придумали, как работать в таких условиях, но проблема осталась. Нельзя, например, экранизировать «Красную Шапочку». Или нужно поставить на нее ограничение 12+, когда эта сказка уже никому не интересна...


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 029 (5646) от 18.02.2016.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.