Тихонов. Слава

Во ВГИКе шел первый послевоенный набор. Не услышав своей фамилии в списке принятых на актерский факультет, совсем юный красивый паренек разрыдался. В этот момент по институтской лестнице поднимался профессор ВГИКа Борис Бибиков. На площадке второго этажа он увидел молодого человека, который плакал, уткнувшись лицом в угол. Бибиков подошел к нему и велел прийти первого сентября. «Я тебя возьму на испытательный семестр, - сказал Бибиков. - А через полгода посмотрим. Если проявишь себя, останешься. Как звать-то?» - «Тихонов. Слава».

Тихонов. Слава | Кадр из фильма «Семнадцать мгновений весны».

Кадр из фильма «Семнадцать мгновений весны».

Он потом всегда помнил наставление Бибикова: «Не хлопочи мордочкой» - и понимал, что ему нужно еще что-то, кроме красоты. Породистая внешность уже сослужила ему плохую службу: директор киностудии «Мосфильм» всесильный Иван Пырьев именно поэтому не взял его в штат «Мосфильма»: «Уж больно ты сладкий!».

В начале 1956 года в Театре-студии киноактера с огромным успехом состоялась премьера спектакля «Обыкновенное чудо», поставленного Эрастом Гариным, где сам Гарин сыграл роль короля, а Вячеслав Тихонов - Медведя.

На Тихонова в роли Медведя ломилась вся Москва, в сущности, это был его первый серьезный актерский успех. А однажды однокурсница Славы Нина Меньшикова привела на репетицию своего мужа, начинающего кинорежиссера Станислава Ростоцкого, и тот выкрикнул Тихонову из зала: «Я из тебя народного артиста сделаю!».

В 1956 году Станислав Ростоцкий приступает к экранизации повести Сергея Антонова «Дело было в Пенькове» и на роль главного героя пригласил Медведя, то есть Тихонова. Сам Вячеслав Васильевич позже вспоминал: «Утвердили меня на эту роль с большим трудом, худсовет был против, говорили, что внешность у меня не типичная для сельского жителя. Ростоцкий все-таки отстоял мою кандидатуру, правда, для съемок пришлось чуть-чуть изменить внешность: мне осветлили волосы и выбрили брови, сросшиеся на переносице. Говорили, будто бы такие брови не типичны для деревенского парня. Эта роль до сих пор остается моей лучшей ролью».

Любовный треугольник деревенского шалопая и выдумщика Матвея, дочки председателя колхоза Ларисы и интеллигентной городской девушки-агронома Тони взбудоражил страну.

29-летний актер Вячеслав Тихонов мгновенно сделался кумиром советских кинозрительниц. Это, пожалуй, был самый первый такой герой в нашем кино - не стопроцентно положительный, хулиганистый, ершистый; женатый мужчина, посмевший полюбить другую женщину. Никто до Тихонова в нашем кино так выразительно и так открыто не играл любовь...

Вкус актера к яркой характерности после роли Морозова, казалось бы, стал очевиден для всех. В конце 1958 года в прокат выходит фильм режиссера Виктора Ивченко «Чрезвычайное происшествие - ЧП», и новая большая роль Тихонова - озорник-сердцеед, ироничный шалун и балабол моторист Виктор Райский - опять приносит Тихонову огромный зрительский успех.

Тихонов начинает много сниматься. Одной из лучших его ролей той поры становится молодой морской офицер Василий Панин из историко-революционного фильма Михаила Швейцера «Мичман Панин». По ходу фильма герою, молодому морскому офицеру, грозит военный трибунал, но умный старый капитан подсказывает любимому мичману выход: доставляет ему на гауптвахту стопку бульварных романов, дабы тот сочинил себе историю, способную растрогать трибунал.

А дальше начинается феерия: Панин рассказывает, где он пропадал почти год, не вернувшись вовремя на корабль. Его рассказ не просто звучит на экране - он проиллюстрирован «живыми картинами». Пародийный фильм в фильме, повествующий в духе немого кино о заграничных приключениях мичмана в обществе знойных красавиц, - эпизод, блистательно и точно выдержанный стилистически и уморительно смешной.

Постепенно Вячеслав Тихонов становится «идеальным советским героем» и идеальным же актером костюмно-исторических фильмов. Ни на ком так ладно не сидят военные мундиры различных эпох, никто так не умеет одним глубоким взглядом на крупном плане сказать «люблю», никто так проникновенно не играет молчаливое достоинство.

И еще - он поет. Не поставленным голосом оперного певца, а негромким, бархатным, берущим за сердце.

Едва ли не последняя его вспышка характерности на киноэкране - матрос-анархист Алексей в «Оптимистической трагедии» - лихой и бесшабашный, чистый сердцем и благородный - он все равно «идеальный герой костюмно-исторического прошлого», хотя в этой роли еще виден актерский диапазон. С каждой новой ролью рамки этого диапазона для Тихонова начнут сужаться. Офицерские мундиры всех времен вскоре не оставят в его кинобиографии жизненного пространства для других ролей. Да и где они - эти другие роли?

История с приглашением его Сергеем Бондарчуком в киноэпопею «Война и мир» примечательна. На роль князя Андрея был приглашен Олег Стриженов и сразу же отказался: ему, по его собственному признанию, до смерти надоели белые лосины и эполеты. Следующего претендента - Иннокентия Смоктуновского - Бондарчук считал утвержденным, с него уже были сняты мерки и заказаны костюмы. Но Смоктуновский не смог сниматься из-за подготовки к съемкам другого масштабного проекта - «Гамлета» Григория Козинцева, который категорически запретил ему сниматься где-то параллельно.

Кроме Тихонова, играть князя Андрея было и некому.

По окончании съемок критика по отношению к Болконскому - Тихонову была довольно безжалостна, да и сам Бондарчук о князе Болконском в его исполнении высказывался в кулуарах довольно нелестно. Тихонов все замечания и недовольства принимал близко к сердцу. После выхода на экраны «Войны и мира» он решил, что уйдет из кино в театр.

Впрочем, все это никакой роли в общественном признании работы Тихонова не сыграло: принят публикой он был почти безоговорочно, а после просмотра фильма, номинированного на премию «Оскар» (и получившего ее), член тогдашней академии актер Грегори Пек громогласно заявил: «Ну вот, смотрите, это же Андрей, а не какой-то там Мел Феррер!».

После роли князя Андрея, по меткому замечанию одного из киноведов, «Тихонов на экране почти разучился улыбаться».

В 1968 году Ростоцкий снимает фильм «Доживем до понедельника». Именно облик учителя истории Мельникова - Тихонова, красивого, молчаливого, усталого, одним движением губ или бровей умеющего выразить целую гамму эмоций, от раздражения и презрения (чаще всего) до одобрения и симпатии, был для этой роли чрезвычайно важен. И никому не надо объяснять, почему в этого довольно раздражительного немолодого резонера-скептика влюблены все поголовно - от молоденькой учительницы английского, бывшей его ученицы, до мымры-завуча; почему его вниманием так дорожат школьники, почему его замечание заставляет рыдать простоватую учительницу начальной школы.

Его раздражительность, доходящая до безжалостности, - это результат непрерывно ведущегося им диалога с самим собой. Непонимания, почему посеянное «разумное, доброе, вечное» дает совсем не те всходы. Почему учительство перестает быть призванием и становится должностью.

В 1971 году, два года спустя, Тихонов получает из рук режиссера Татьяны Лиозновой «роль всей жизни». Впрочем, тогда ни Лиознова, ни Тихонов этого не знали. Он просто берется за «очередной красивый мундир», она просто снимает шпионский телефильм по роману Юлиана Семенова «Семнадцать мгновений весны». Тихонов - штандартенфюрер Штирлиц (он же полковник разведки Максим Исаев).

В картине, говоря честно, были актерские работы более блестящие, чем работа Тихонова. Потрясающий Мюллер - Леонид Броневой, блестящий Шелленберг - Олег Табаков, дивный пастор Шлаг - Ростислав Плятт. Не говоря уже о профессоре Плейшнере невероятного Евгения Евстигнеева.

Вячеслав Васильевич Тихонов вовсе не был великим актером, который может сыграть что угодно на любом материале (или вовсе без материала), как могли, скажем, те же Евстигнеев или Ролан Быков.

Он был тем, чего у нас всегда острый дефицит: был он настоящей звездой. Ибо звезда - это тот, кого в лицо и по имени влет полстраны узнает. И никто не знает, что это за материал такой - из которого куются звезды. Те, кому немедленно и безоговорочно все верят, даже если просто «Штирлиц шел по коридору»!

В 1975 году Тихонова вновь приглашает Сергей Бондарчук. Роль, которую предложил ему Бондарчук в картине «Они сражались за Родину» - одна из самых трудных. Если не вообще самая трудная. Как угодно, а это оценка режиссером мастерства и дарования актера. Рядовой Николай Стрельцов - немолодой сугубо штатский мужик, оказавшийся в самой мясорубке войны под Сталинградом. Замкнутый и угрюмый: уже на фронте он узнал, что ему изменила и ушла к другому любимая жена. И письма больше не приходят. Разговаривать не с кем и не о чем. Местные балагуры вызывают раздражение. Лезущие в душу - еще большее раздражение. Красоту всю, стать и осанку режиссер попрятал под гримом, толстыми усами, мешковатым обмундированием, толщинками. Минимум текста. Что-то бормочет про себя, что-то читает. А потом бой - и страшная контузия, увечье, глухота, немота, кровь, текущая из ушей, искаженное болью и непониманием чужих слов лицо, слезы, смывающие землю с лица...

Тихонов был обладателем полного комплекта всех советских и огромного количества постсоветских наград и премий. Многие куда более ярко одаренные его современники не имели и трети этого.

Вячеслав Васильевич Тихонов и в самом деле был звездой - прирожденной. Снимайся он в Голливуде, вот ровно такой, как есть, - был бы легендарнее всех Делонов и Гэйблов вместе взятых.

Таких, судьбой помеченных, всегда немного, но Тихонов, конечно же, и среди них был уникум. И потому вот уже много лет от того, как он глядит на Наташу Ростову, от усмешки Матвея Морозова, от его романтичного озорника мичмана Панина, да просто от того, что «Штирлиц шел по коридору», у всех замирает сердце.

#Вячеслав Тихонов #90-летие #память

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?