Тихий каннский омут

Так уж заведено последним каннским десятилетием, что конкурсные фильмы первой половины фестиваля несут зрителям печальную весть о безысходности человеческого бытия. Несут ее в разных жанрах – от настоящих страшилок до репортажей, снятых в старом добром стиле «синема-верите».

Тихий каннский омут |

Главным «деликатесом» фестиваля и зрители, и журналисты на данный момент называют вычурно-меланхоличный детектив «В тихом омуте». Его создатель Брюно Дюмон в 1999 году получил каннскую «Пальмовую ветвь» и стал почти классиком благодаря фильму «Человечность», который погружал зрителя в сложные метафизические переживания провинциального полицейского. Дюмон располагает действие своих фильмов на «окраине» Франции – будь то Фландрия или нормандский север – в некоем символическом пространстве, где все неадекватно и попросту страшно.

Будучи философом по образованию и по первому роду занятий, режиссер Дюмон свои реалистические на вид фильмы всегда превращал в трактаты. И вдруг в Каннах он представил совершенно новый оригинальный – и комический – жанр. «В тихом омуте» чаплиниада (персонажи то и дело валятся с ног, как ваньки-встаньки, сталкиваются лбами и т. п) соединяется с сюрреализмом а-ля Рене Магритт (герои летают над пляжем, как воздушные шарики) и с пародией на театральные водевили (с завываниями и обмороками). 1910 год. В кукольных пейзажах Нормандии разворачивается макабрический сюжет про туристов-аристократов, которых отлавливают и поедают местные рыбаки-каннибалы. Следователь – копия толстяка Оливера Харди из американских комедий начала прошлого века – пытается найти ключ к происходящему, но терпит фиаско и в результате превращается в воздушный шар. Подчиненные придерживают летающего шефа за веревочку, чтобы не скрылся в облаках.

По ходу сюжета выясняется, что в семье туристов-аристократов давно процветают инцестуальные связи, что является причиной всеобщей «придурошности», а заодно и гендерных фокусов, как они выражаются. Тут изысканность эксцентрической конструкции достигает апогея: все происходящее становится блистательной клоунской пародией на «Гибель богов» Висконти. Со всеми висконтиевскими темами вырождения и выживания, ангелов и дьяволов. Главный французский киножурнал «Кайе дю синема» написал про Дюмона: «Что за чудо его фильм – это все равно, как если бы Тарковский и Бергман вдруг сняли простодушные комедии, оставаясь при этом на высоте своего философского анализа бытия».

И тоже очень тонкая социальная буффонада – «Ученик» Кирилла Серебренникова, участник программы «Особый взгляд». Отчасти остро шутовская, отчасти назидательная драма про подростка, чей пубертатный кризис выражается в религиозной мании. Главный герой по фамилии Южин начинает изводить окружающих цитированием Библии. Его поучающие выпады-выходки больше похожи на игру в крестики-нолики (сойдется – не сойдется), нежели на изучение христианского мировоззрения. На что ему все пеняют – от мамы до священника, преподающего в школе. Южин выхватывает цитаты из контекста и жонглирует ими. Любительские, агрессивные и наивные проповеди, в которых напутаны смыслы и тезисы, однако, находят доверчивую аудиторию в среде школьной дирекции. А все происходящее становится метафорическим балаганом на тему искусства манипулирования умами. В целом фильм – образец кино социального беспокойства.

А вот известный британец Кен Лоуч не играет в стилевые игры. Уже не один десяток лет он снимает пронзительные драмы о выживании рабочего класса и сейчас, как написали все газеты, достиг квинтэссенции своего жанра. «Я, Дэниэл Блэйк» – трагедия о безработном столяре. Ему около шестидесяти, он перенес операцию на сердце и теперь блуждает в злобном мире государственной страховой поддержки. Там, где телефонные операторы под музыку Вивальди обещают перезвонить, когда освободятся, то есть через сутки, через неделю, через век; подачи всех заявлений возможны только в режиме онлайн, а клерки представляют собой часть компьютеризированной программы и сторонятся нормальных человеческих качеств: сострадания и ответственности. То есть реализация худших предположений Джорджа Оруэлла – только без игрушечных прикрас, свойственных футурологическим киноэпопеям. Добиваясь раз за разом интервью в службе социальной помощи, тихий пенсионер становится революционером – и погибает в неравной борьбе.

В общем, надежду дал только Стивен Спилберг – вне конкурса состоялась гала-премьера его «Большого и доброго великана». Спилберг представил сказку про страну великанов, чьи империалистические амбиции побеждает дружба доброй девчушки и английской королевы. И сам приехал в Канны – радости кинолюбителей не было предела.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 085 (5702) от 17.05.2016.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.