Тихий каннский омут

Так уж заведено последним каннским десятилетием, что конкурсные фильмы первой половины фестиваля несут зрителям печальную весть о безысходности человеческого бытия. Несут ее в разных жанрах – от настоящих страшилок до репортажей, снятых в старом добром стиле «синема-верите».

Тихий каннский омут |

Главным «деликатесом» фестиваля и зрители, и журналисты на данный момент называют вычурно-меланхоличный детектив «В тихом омуте». Его создатель Брюно Дюмон в 1999 году получил каннскую «Пальмовую ветвь» и стал почти классиком благодаря фильму «Человечность», который погружал зрителя в сложные метафизические переживания провинциального полицейского. Дюмон располагает действие своих фильмов на «окраине» Франции – будь то Фландрия или нормандский север – в некоем символическом пространстве, где все неадекватно и попросту страшно.

Будучи философом по образованию и по первому роду занятий, режиссер Дюмон свои реалистические на вид фильмы всегда превращал в трактаты. И вдруг в Каннах он представил совершенно новый оригинальный – и комический – жанр. «В тихом омуте» чаплиниада (персонажи то и дело валятся с ног, как ваньки-встаньки, сталкиваются лбами и т. п) соединяется с сюрреализмом а-ля Рене Магритт (герои летают над пляжем, как воздушные шарики) и с пародией на театральные водевили (с завываниями и обмороками). 1910 год. В кукольных пейзажах Нормандии разворачивается макабрический сюжет про туристов-аристократов, которых отлавливают и поедают местные рыбаки-каннибалы. Следователь – копия толстяка Оливера Харди из американских комедий начала прошлого века – пытается найти ключ к происходящему, но терпит фиаско и в результате превращается в воздушный шар. Подчиненные придерживают летающего шефа за веревочку, чтобы не скрылся в облаках.

По ходу сюжета выясняется, что в семье туристов-аристократов давно процветают инцестуальные связи, что является причиной всеобщей «придурошности», а заодно и гендерных фокусов, как они выражаются. Тут изысканность эксцентрической конструкции достигает апогея: все происходящее становится блистательной клоунской пародией на «Гибель богов» Висконти. Со всеми висконтиевскими темами вырождения и выживания, ангелов и дьяволов. Главный французский киножурнал «Кайе дю синема» написал про Дюмона: «Что за чудо его фильм – это все равно, как если бы Тарковский и Бергман вдруг сняли простодушные комедии, оставаясь при этом на высоте своего философского анализа бытия».

И тоже очень тонкая социальная буффонада – «Ученик» Кирилла Серебренникова, участник программы «Особый взгляд». Отчасти остро шутовская, отчасти назидательная драма про подростка, чей пубертатный кризис выражается в религиозной мании. Главный герой по фамилии Южин начинает изводить окружающих цитированием Библии. Его поучающие выпады-выходки больше похожи на игру в крестики-нолики (сойдется – не сойдется), нежели на изучение христианского мировоззрения. На что ему все пеняют – от мамы до священника, преподающего в школе. Южин выхватывает цитаты из контекста и жонглирует ими. Любительские, агрессивные и наивные проповеди, в которых напутаны смыслы и тезисы, однако, находят доверчивую аудиторию в среде школьной дирекции. А все происходящее становится метафорическим балаганом на тему искусства манипулирования умами. В целом фильм – образец кино социального беспокойства.

А вот известный британец Кен Лоуч не играет в стилевые игры. Уже не один десяток лет он снимает пронзительные драмы о выживании рабочего класса и сейчас, как написали все газеты, достиг квинтэссенции своего жанра. «Я, Дэниэл Блэйк» – трагедия о безработном столяре. Ему около шестидесяти, он перенес операцию на сердце и теперь блуждает в злобном мире государственной страховой поддержки. Там, где телефонные операторы под музыку Вивальди обещают перезвонить, когда освободятся, то есть через сутки, через неделю, через век; подачи всех заявлений возможны только в режиме онлайн, а клерки представляют собой часть компьютеризированной программы и сторонятся нормальных человеческих качеств: сострадания и ответственности. То есть реализация худших предположений Джорджа Оруэлла – только без игрушечных прикрас, свойственных футурологическим киноэпопеям. Добиваясь раз за разом интервью в службе социальной помощи, тихий пенсионер становится революционером – и погибает в неравной борьбе.

В общем, надежду дал только Стивен Спилберг – вне конкурса состоялась гала-премьера его «Большого и доброго великана». Спилберг представил сказку про страну великанов, чьи империалистические амбиции побеждает дружба доброй девчушки и английской королевы. И сам приехал в Канны – радости кинолюбителей не было предела.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 085 (5702) от 17.05.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...