Тест Тьюринга

На экраны вышел фильм Мортена Тильдума «Игра в имитацию» – получившая восемь оскаровских номинаций вольная биография великого английского математика и криптографа, одного из родоначальников современной информатики Алана Тьюринга. Гениального ученого, кавалера военного ордена Британской империи, осужденного этой империей за «непристойное поведение», погибшего в сорок с небольшим и реабилитированного только после смерти.

Тест Тьюринга | Для наглядности машину Тьюринга создатели фильма сделали больше ее настоящего размера.<br>Источник: www.kinopoisk.ru

Для наглядности машину Тьюринга создатели фильма сделали больше ее настоящего размера.
Источник: www.kinopoisk.ru

«Иногда люди, о которых и вообразить нельзя, что они на что-то способны, совершают нечто невообразимое» – этот нехитрый каламбур повторяется в фильме не раз. Героям «Игры в имитацию» и в самом деле необходимо совершить нечто, находящееся за пределами воображения: взломать код немецкой шифровальной машины «Энигма», с помощью которой германское командование управляет военно-морскими силами в Атлантике. У каждого своя «битва за Англию». Полем боя для группы ученых становится секретная лаборатория в Блетчли-парке.

Алана Тьюринга играет Бенедикт Камбербэтч. Это не первый (и, вероятно, не последний) гений в его фильмографии, от которого ждут объяснений, чье поведение вызывает осуждение, участь – сочувствие, а репутация требует реабилитации. В той или иной степени «невообразимыми», «неправильными», действующими за пределами возможного или как минимум общепринятого были и сыгранные им Стивен Хокинг, и Ван Гог, и доктор Франкенштейн, и Джулиан Ассанж, и, разумеется, Шерлок Холмс.

Определение «высокофункционального социопата» сделал почетным титулом еще доктор Хаус, с тех пор этот занятный тренд укрепился, но Камбербэтч в своих ролях едва ли не каждый раз уточняет: дело вовсе не в имморализме, якобы «разрешенном» гению. Дело в способности и необходимости мыслить и жить иначе. Идея о том, что люди – разные, похоже, до сих пор является самой «энигматичной» проблемой человечества. «Живущий несравним». «Вы плачете на сентиментальных фильмах, а у меня аллергия на цветочную пыльцу», – терпеливо, пытаясь быть максимально доступным, острит экранный Алан Тьюринг в разговоре с любопытным следователем (лучший дуэт в фильме – диалог Камбербэтча с Рори Кинниром).

Право быть «другим» было жизненно и профессионально необходимо человеку, создавшему машину, которая взломала вражескую машину, и спасшему тем самым множество человеческих жизней. В определенном смысле знаменитый «тест Тьюринга» (отделяющий искусственный интеллект от человеческого) проходят в фильме практически все герои и в первую очередь он сам. Кому-то приходится доказывать свою человечность, научившись великодушию, кому-то – смирению. Даже флиртовать и рассказывать анекдоты – все, что требует не механического, а чисто человеческого сверхусилия, в конечном итоге поможет пробить непроницаемую броню «Энигмы». Машина может имитировать человеческий разум, но «нечто невообразимое» способен совершить только человек. Как известно, недавно компьютер успешно прошел тест Тьюринга. Ну что ж, значит, мы должны придумать что-то еще. Быть может, мода на «странных гениев» на теле- и киноэкранах – один из вынужденных вариантов ответа.

В герое Камбербэтча все «неправильно», общественно неприемлемо (кроме твидового костюма и «приличной» уродливой стрижки). Этот тихий, одержимый, бесконечно измученный и словно навеки потухший молодой человек с порога дерзит полиции, не ценит шуток начальства и, что совсем ужасно, не страшится его угроз (в ледяных глазах изумительного Чарльза Дэнса – весь гнев всемогущего Тайвина Ланнистера, одного из героев «Игры престолов»). Он игнорирует коллег, понимает сказанное слишком буквально и вообще невыносим. Он нанимает на работу бойкую девицу только потому, что она хорошо решает кроссворды (в роли верной Джоан Кларк – Кира Найтли). В конце концов он добровольно идет на химическую кастрацию – потому что иначе тюрьма, а в тюрьме он не сможет работать. Все это странно, но – как покажет история – вполне объяснимо. Это не дурной характер или недостатки воспитания – это просто явный синдром Аспергера (был ли он у реального Тьюринга – еще вопрос), это не нелепое недоразумение в юбке – это просто женщина-ученый, и это не преступление – это просто гомосексуальность. Сложным является совсем другое. Победа над «Энигмой» – куда сложнее.

Вторая мировая война в «Игре в имитацию» – это не «година бедствий народных», не масштабные массовые сцены и не эффектная демонстрация разрушений (Лондон не выставляет свои раны напоказ). Это индивидуальная война, личное противостояние отдельного частного интеллекта безликой силе, сбрасывающей бомбы с самолетов. Цель – не свержение Гитлера, а спасение жизней. Поэтому одним из лучших эпизодов фильма становится история с кроссвордом, опубликованным Тьюрингом в газете в качестве секретного теста для приема на работу новых сотрудников. Обычные люди за семейным столом, на улице, в пабах и на армейских сборах заполняют клеточки по вертикали и по горизонтали. Если кроссворд сойдется – Англия выстоит. И это вовсе не магия – это объективная оценка силы человеческого разума.

Любопытно, что, согласно фильму, единственной брешью в защите немецкой машины тоже окажется «человеческий фактор»: повторение одинаковых слов в радиосообщениях и неизменное «Хайль, Гитлер!» в конце сделали механического монстра уязвимым. Весьма поучительно: «Энигма» была совершенством, но страсть к фюреру сведет на нет любое совершенство.

Британская государственная машина, как известно, тест Тьюринга не прошла, оставшись всего лишь бесчеловечной машиной. Великого ученого сначала унизили, а потом практически запытали. Бенедикт Камбербэтч играет жизненную катастрофу Тьюринга с душераздирающим мастерством, но, к несчастью для оскаровских притязаний, без подробностей (сцена самоубийства была снята, но не вошла в фильм).

Однако даже государственная машина – если ее, конечно, контролирует человеческий разум, – бывает способна к обучению и исправлению собственных ошибок. Правда, с большим опозданием: только в 2013 году Алан Тьюринг был посмертно помилован королевой. Этот факт не тянет на хеппи-энд, поэтому, наверное, и заканчивается «Игра в имитацию» веселым костром, на котором команда Тьюринга жжет после войны все секретные документы, относящиеся к проекту «Энигма».

Хранить нельзя, но если будет нужно – они придумают что-то еще. Код уже известен: в конце концов для победы над врагом нужна только несгибаемая индивидуальность и хороший компьютер.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 024 (5397) от 12.02.2015.


Комментарии