Будущее музыки в руках «Терем-квартета»

Один из самых известных петербургских коллективов - «Терем-квартет» снова собирает на профессиональный музыкальный турнир ансамбли, играющие в жанре, «которого нет». Одновременно начинаются занятия в рамках уникального детского проекта «Терем-квартета»: здесь учат творческой свободе с помощью музыки, движения и даже каллиграфии.

Будущее музыки в руках «Терем-квартета» | ФОТО Игоря ЛЮБИМОВА

ФОТО Игоря ЛЮБИМОВА

- 22 октября мы собираемся в пятый раз, - рассказал «Санкт-Петербургским ведомостям» солист и руководитель коллектива Андрей Константинов. - Единственным мероприятием с входными билетами станет финальный гала-концерт, на все остальные туры конкурса, которые пройдут в Капелле, вход свободный. К участию в турнире были приглашены около двадцати коллективов. Это представители российских регионов - от Москвы до Дальнего Востока, а также музыканты из Италии, Израиля и Японии. Представитель последней страны также вошел в состав жюри - это управляющий директор японской концертной ассоциации «Мин-Он» Хисао Кондо. И это отличная возможность нашим коллективам присмотреться к японскому музыкальному рынку, обычно очень закрытому и малодоступному. Среди судей турнира также Тобиас Хуг, известный по карьере в популярном коллективе The Swingle Singers, прославленный виолончелист Борислав Струлёв, джазовый пианист Андрей Кондаков.

Если очередной музыкальный турнир - это настоящее кроссовера, то еще один проект «Терем-квартета» связан с будущим музыки как таковой. В конце октября начинаются занятия в XI всероссийской детско-юношеской творческой школе «Теремок», на которых юные вокалисты и инструменталисты любых специальностей, начиная с четырехлетнего возраста, получат мощный импульс не только к творческому самовыражению, но и к внутреннему раскрепощению, пониманию собственной ценности и возможностей, которые открывает взаимодействие с партнерами по музыкальному коллективу. Ранее такие программы проходили как в России, так и в Финляндии.

- Наша школа вышла из жизни: мы часто даем мастер-классы во время гастролей, - говорит один из основателей «Терем-квартета» Андрей Смирнов. - На них мы рассказываем, как подошли к нашей музыке, что в ней видим. Учителя в музыкальных школах не имеют возможности рассказать своим ученикам об образности музыки, им бы успеть детям пальцы поставить. После учебы в музыкальной школе дети не ощущают радости от владения инструментом, они сосредоточены на технических деталях. Наша цель - чтобы ребенок возвращался домой одухотворенным, чтобы он оставался в творческом процессе. Чтобы он захотел создать свой звук, включить свою ноту, взаимодействовать с кем-то ради музыки. Из этого родилась методика «Терем-квартета».

Дети приезжают не на готовую программу и без выполненных заранее заданий. Мы после знакомства понимаем, кому из ребят что нужно. И расписываем каждому свою программу. Ученик создает свое произведение. И каждый вечер - концерт. Это обязательная часть учебного процесса. Дети смотрят друг на друга, в результате рождаются и произведения, и музыкальное братство.

На третий-четвертый день дети начинают самоорганизовываться, создают общие вещи. Самое главное в школе - разбудить творческий импульс «я могу». И дети открывают свой мир музыки, делают свои шаги, избавляются от комплексов и робости. Уходит боязнь ошибки.

Мы проводим ежегодный детский конкурс и каждый раз видим у участников из разных регионов одну и ту же проблему. Телесная зажатость - почти у всех. А она передается и на музыку, и на душу. Нужно танцевать под музыку, летать. После этого дети совсем по-другому садятся за инструменты. Помогает музыкальному творчеству и участие в театральных мастерских. В итоге наши ученики получают невероятное удовольствие от владения инструментом, от ансамблевой игры, от самой музыки. Они хотят сыграть с «Терем-квартетом» и получают такую возможность.

#музыка #проект #творчество

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 196 (6305) от 22.10.2018 под заголовком ««Терем кроссовер» на старте».


Комментарии