Терапия «Иоланты». В Петербурге продолжается фестиваль «Звезды белых ночей»

Исполнение оперы «Иоланта» Чайковского в Мариинском-2 продолжило фестиваль «Звезды белых ночей», проходящий в этом году в беспрецедентных условиях.

Терапия «Иоланты». В Петербурге продолжается фестиваль «Звезды белых ночей» |  © Мариинский театр. фото Наташи Разиной, 2020

© Мариинский театр. фото Наташи Разиной, 2020

Новость о продолжении главного фестиваля Мариинского театра, который до пандемии собирал тысячи поклонников не только из России, но и со всего мира, возникла неожиданно. Афиша этого оперно-балетно-симфонического смотра впервые формируется так спонтанно, как невозможно было себе представить. Сами работники театра узнают о готовящихся событиях порой накануне. Но это неудивительно. Главный дирижер театра вынужден собирать программу, учитывая прежде всего суровые рекомендации Роспотребнадзора, просчитывая метраж дистанций и прочие нюансы.

Маэстро привык поражать количеством, запуская по нескольку концертов и спектаклей в день в разных залах, а сейчас приходится перестраивать стратегию планирования. Так или иначе, но ближайшая фестивальная неделя получится очень насыщенной. Следом за «Иолантой» на сцену явится «Трубадур» Верди, также со звездным составом участников, среди которых будут Татьяна Сержан, Екатерина Семенчук, Наж-миддин Мавлянов, Владислав Сулимский, и «Самсон и Далила» Сен-Санса, где в партии филистимлянской блудницы выйдет меццо-сопрано Юлия Маточкина. Пианист Денис Мацуев выступит и с сольным концертом, и с оркестром под управлением Валерия Гергиева. После оперы пройдет сразу несколько балетных гала-концертов. Что будет дальше – предсказать трудно, но ясно одно, что остывшему маховику могучего оперно-балетно-симфонического концерта вновь дана возможность работать.

«Иоланта» Чайковского – опера, которая как нельзя кстати отражает настроение момента, символически давая понять, как после слепоты наступает прозрение. Ведь о периоде карантина большинство представителей артистического мира и высказывались как о времени, которое дано человечеству для прозрения – осознания своих ошибок, сводящей с ума суеты, гонок за призрачным счастьем. Все события сосредоточены здесь в одном акте. В нем некоторые музыковеды в последние десятилетия склонны усматривать черты литургии. Финалом оперы является единодушный гимн свету, слепящему лучами божественного озарения.

Вступление к опере оркестр начал словно на ощупь, пытаясь найти когда-то до заезженности привычные точки опоры. Сегодня они требуют возвращения подзабытых навыков ансамблевой игры. Маэстро, истосковавшийся за эти месяцы по любимому делу, не торопил темпы, норовя вернуть утраченное время, просмаковать каждый звук, краску, нюанс, перелив гармонии, словом, вспомнить все. В звучании как будто слегка разряженного оркестра было больше тишины, чем сочной громкости, словно бы музыканты ловили миражи, нечто призрачное, боясь спугнуть возвращенное им право рождать музыку. Партитура оперы творилась настолько же бережно, насколько подружки и кормилица дочери короля Рене, хрупкой красавицы Иоланты, боялись спугнуть ее, убаюкивая сказочной Колыбельной.

Давно постигнуто опытным путем, что концертные исполнения дают намного большую волю фантазии, чем поставленный спектакль. Так было и на этот раз. Солисты, много раз участвовавшие в постановке «Иоланты», созданной поляком Мариушем Трелиньским, очень поэтично и вдохновенно рисовали в своем воображении какой-то новый спектакль, полный мистики и духовных откровений. Первая сцена прошла в матовых, призрачных тонах, особенно подчеркиваемых ансамблем ближайших подруг Иоланты, словно зачаровывавших свою подопечную вкрадчивым дыханием.

Титульная партия требует от исполнительницы подчас неисполнимого – сочетания звуковой плотности и эстетической невесомости, ангельской чистоты. Ирина Чурилова, обладающая крепким лирическим сопрано яркого чувственного тембра, балансировала на грани земного и небесного, придавая звучанию ощущение приподнятости, левитации. Ей в пару судьбой был предназначен рыцарь Водемон – порывистый и решительный тенор Сергей Скороходов, наделявший манеры своего героя романтической франтоватостью. Его друг, бесстрашный Роберт, получился у баритона Алексея Маркова аристократом, знающим толк в жизни. Мавританскому врачу Эбн-Хакиа баритон Владислав Сулимский придал черты могучего духовного наставника. В его реплике о слепоте главной героини – «не наказанье, а спасенье» – певец, кажется, отразил всю боль и глубину своих размышлений по поводу испытания, доставшегося ему и человечеству в виде пандемии. По-королевски богато преподнес партию короля Рене бас Станислав Трофимов.

В тот вечер не меньшим героем действа была и публика. Зрители в масках и перчатках (бесплатно полученных при входе) чутко внимали каждому слову, каждой ноте. Выходя из зала, они казались счастливыми от того, что им снова разрешили встречаться с прекрасным, которое лечит, дает надежду и дарит свет.

#фестиваль #музыка #Мариинский театр #Звезды белых ночей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 117(6715) от 09.07.2020 под заголовком «Терапия «Иоланты»».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?