Терапия «Иоланты». В Петербурге продолжается фестиваль «Звезды белых ночей»
Исполнение оперы «Иоланта» Чайковского в Мариинском-2 продолжило фестиваль «Звезды белых ночей», проходящий в этом году в беспрецедентных условиях.
© Мариинский театр. фото Наташи Разиной, 2020
Новость о продолжении главного фестиваля Мариинского театра, который до пандемии собирал тысячи поклонников не только из России, но и со всего мира, возникла неожиданно. Афиша этого оперно-балетно-симфонического смотра впервые формируется так спонтанно, как невозможно было себе представить. Сами работники театра узнают о готовящихся событиях порой накануне. Но это неудивительно. Главный дирижер театра вынужден собирать программу, учитывая прежде всего суровые рекомендации Роспотребнадзора, просчитывая метраж дистанций и прочие нюансы.
Маэстро привык поражать количеством, запуская по нескольку концертов и спектаклей в день в разных залах, а сейчас приходится перестраивать стратегию планирования. Так или иначе, но ближайшая фестивальная неделя получится очень насыщенной. Следом за «Иолантой» на сцену явится «Трубадур» Верди, также со звездным составом участников, среди которых будут Татьяна Сержан, Екатерина Семенчук, Наж-миддин Мавлянов, Владислав Сулимский, и «Самсон и Далила» Сен-Санса, где в партии филистимлянской блудницы выйдет меццо-сопрано Юлия Маточкина. Пианист Денис Мацуев выступит и с сольным концертом, и с оркестром под управлением Валерия Гергиева. После оперы пройдет сразу несколько балетных гала-концертов. Что будет дальше – предсказать трудно, но ясно одно, что остывшему маховику могучего оперно-балетно-симфонического концерта вновь дана возможность работать.
«Иоланта» Чайковского – опера, которая как нельзя кстати отражает настроение момента, символически давая понять, как после слепоты наступает прозрение. Ведь о периоде карантина большинство представителей артистического мира и высказывались как о времени, которое дано человечеству для прозрения – осознания своих ошибок, сводящей с ума суеты, гонок за призрачным счастьем. Все события сосредоточены здесь в одном акте. В нем некоторые музыковеды в последние десятилетия склонны усматривать черты литургии. Финалом оперы является единодушный гимн свету, слепящему лучами божественного озарения.
Вступление к опере оркестр начал словно на ощупь, пытаясь найти когда-то до заезженности привычные точки опоры. Сегодня они требуют возвращения подзабытых навыков ансамблевой игры. Маэстро, истосковавшийся за эти месяцы по любимому делу, не торопил темпы, норовя вернуть утраченное время, просмаковать каждый звук, краску, нюанс, перелив гармонии, словом, вспомнить все. В звучании как будто слегка разряженного оркестра было больше тишины, чем сочной громкости, словно бы музыканты ловили миражи, нечто призрачное, боясь спугнуть возвращенное им право рождать музыку. Партитура оперы творилась настолько же бережно, насколько подружки и кормилица дочери короля Рене, хрупкой красавицы Иоланты, боялись спугнуть ее, убаюкивая сказочной Колыбельной.
Давно постигнуто опытным путем, что концертные исполнения дают намного большую волю фантазии, чем поставленный спектакль. Так было и на этот раз. Солисты, много раз участвовавшие в постановке «Иоланты», созданной поляком Мариушем Трелиньским, очень поэтично и вдохновенно рисовали в своем воображении какой-то новый спектакль, полный мистики и духовных откровений. Первая сцена прошла в матовых, призрачных тонах, особенно подчеркиваемых ансамблем ближайших подруг Иоланты, словно зачаровывавших свою подопечную вкрадчивым дыханием.
Титульная партия требует от исполнительницы подчас неисполнимого – сочетания звуковой плотности и эстетической невесомости, ангельской чистоты. Ирина Чурилова, обладающая крепким лирическим сопрано яркого чувственного тембра, балансировала на грани земного и небесного, придавая звучанию ощущение приподнятости, левитации. Ей в пару судьбой был предназначен рыцарь Водемон – порывистый и решительный тенор Сергей Скороходов, наделявший манеры своего героя романтической франтоватостью. Его друг, бесстрашный Роберт, получился у баритона Алексея Маркова аристократом, знающим толк в жизни. Мавританскому врачу Эбн-Хакиа баритон Владислав Сулимский придал черты могучего духовного наставника. В его реплике о слепоте главной героини – «не наказанье, а спасенье» – певец, кажется, отразил всю боль и глубину своих размышлений по поводу испытания, доставшегося ему и человечеству в виде пандемии. По-королевски богато преподнес партию короля Рене бас Станислав Трофимов.
В тот вечер не меньшим героем действа была и публика. Зрители в масках и перчатках (бесплатно полученных при входе) чутко внимали каждому слову, каждой ноте. Выходя из зала, они казались счастливыми от того, что им снова разрешили встречаться с прекрасным, которое лечит, дает надежду и дарит свет.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 117(6715) от 09.07.2020 под заголовком «Терапия «Иоланты»».
Комментарии