Тенор в очках

Один из наиболее успешных лирических итальянских теноров современности Франческо Мели дал дебютный сольный концерт в Большом зале филармонии на фестивале «Площадь искусств». В программу вошла камерно-вокальная музыка Листа, Бриттена, Респиги, Тости, Пуччини, а также арии Верди и Чилеа.

Тенор в очках | ФОТО Анны ФЛЕГОНТОВОЙ/предоставлено пресс-службой Филармонии

ФОТО Анны ФЛЕГОНТОВОЙ/предоставлено пресс-службой Филармонии

37-летний генуэзец, чья карьера стала стремительно развиваться пятнадцать лет назад, сегодня выступает на сценах лучших оперных театров мира. Минувшим летом он дебютировал на Зальцбургском фестивале в премьерной постановке оперы «Аида» Верди вместе с Анной Нетребко и Екатериной Семенчук, чуть раньше там же он выступил в партии Манрико в «Трубадуре» Верди в компании с Пласидо Доминго и Анной Нетребко. Несколькими годами ранее открывал сезон в «Ла Скала» также вместе с Нетребко в экстравагантной постановке «Жанны д,Арк» Верди, там же в марте этого года исполнил партию Альфреда в «Травиате» Верди с этой же партнершей.

Петербургские меломаны, заполнившие Большой зал Филармонии почти до отказа, помнят его по российскому дебюту в партии Неморино в «Любовном напитке» Доницетти в спектакле Михайловского театра. Многим этот сладкоголосый тенор запомнился тогда тем, что бисировал знаменитый романс Неморино прямо во время спектакля, поддавшись неудержимой силе вызывавших его оваций. Он был готов спеть этот хит, кажется, и в третий, и в четвертый раз. Свою любовь к публике он не сумел скрыть и в этот раз, когда после четвертого биса к нему подошел за автографом сначала один, потом другой, третий, четвертый слушатель. Франческо не стал отбиваться, а ушел с головой в раздачу автографов.

Дебютный концерт Франческо Мели оказался тем более ценен, что основу его программы составила музыка, во многом неизвестная широкой публике. Если «Три сонета Петрарки» Листа изредка поют заезжие гастролеры, то петрарковские сонеты, положенные на музыку Бриттеном, или песни Пуччини, Респиги и Тости здесь не услышишь, тем более в столь совершенном итальянском исполнении. Мели, с одной стороны, — стопроцентный итальянский тенор. С другой — он тенор нового поколения, который хочет уже не только срывать аплодисменты после оперных шлягеров, но стремится зачаровывать публику чем-то более интеллектуальным.

Тенор в очках — явление не самое распространенное. Элегантные очки Франческо придавали ему особый шик и ученый вид, не оставивший сомнений, что читает он много. Парадокс ощущался в том, как сочетались в «температуре» его исполнения итальянский менталитет, от которого по инерции ждешь обжигающей харизмы, с некоторой прохладцей, ассоциирующейся, допустим, с английским стилем. Температуру привычного оперного «кипения» Мели включил лишь в последней части концерта, когда перешел на арии Верди.

Главной тональностью концерта была интимная лирика во множестве проявлений — от возвышенно философской до природно-созерцательной и сокровенно любовной.

Сонеты Листа при всем совершенстве композиции требуют от исполнителей точного драматургического расчета, чтобы не превратить экстатическую лирику в бессмысленное высокопарное занудство. Главным помощником Мели в том, чтобы этого не случилось, был пианист Джулио Дзаппа, известный своим мастерством аккомпанемента. Как ни странно, но в итальянских сонетах, написанных высоким штилем, итальянский тенор чувствовал себя отнюдь не как дома, пробираясь сквозь лианы видений Листа, словно заново учась говорить по-итальянски. А вот интонационный строй сонетов Бриттена раскрепостил Франческо, раскрыв его артистические способности.

В «Трех песнях» Отторино Респиги были слышны и импрессионистские, и символистские мотивы отражений эмоций человека — в трепетном стуке дождя, в мистичности снегопада. Второе отделение было выстроено так, чтобы наконец завершиться оперой. Две песни Пуччини словно приоткрыли занавеску в гостиной композитора, музицировавшего для друзей. А в песнях Франческо Паоло Тости неожиданно услышалось много мелодико-гармонических перекличек с песенно-романсовым стилем Петра Ильича Чайковского, русского современника композитора. В трех оперных ариях — Манрико из «Трубадура», Ричарда из «Бала-маскарада» Верди и Морица Саксонского из «Адрианы Лекуврер» Чилеа Франческо выбрал медленные — лирические излияния героев в переломные моменты судьбы. Заключительным номером стала восторженно-мажорная ария «В лике твоем» и зал был окончательно покорен, после чего каждый из четырех хитов, которыми стали знаменитые неаполитанские песни, вызывал уже все возрастающую бурю оваций.

#концерт #Франческо Мели #филармония

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...