Главная городская газета

Тенор с нагрузкой

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Культура

Запах «Счастья» в Летнем саду

Как связаны «Пирамида», «Коронный», «Прекрасное ожерелье» и картины из овощей - в нашем специальном материале. Читать полностью

Выставка буддийского искусства открылась в Петербурге

Вниманию посетителей готовы представить порядка ста уникальных произведений IX - XVIII веков. Читать полностью

Фестиваль «Михайловское» прошел в Пушкинских Горах

Студенты Пушкинского театрального центра представили пушкиноогорцам свои премьерные спектакли. Читать полностью

«Петербург» в Театре на Васильевском

С драматургом Юлией Тупикиной - автором популярной пьесы - встретился автор «СПб ведомостей». Читать полностью

Первая балетная школа России отпраздновала юбилей

В течение трех дней на сцене Мариинского театра сдавали экзамен выпускники Академии русского балета имени А. Я. Вагановой.
Читать полностью

«Петербург-2103» как мост в будущее

На выставке, открывшейся в ЦВЗ «Манеж», представленные проекты отвечали на один вопрос: куда движутся архитектура и градостроительная практика Петербурга?

Читать полностью
Тенор с нагрузкой | ФОТО Стаса ЛЕВШИНА

ФОТО Стаса ЛЕВШИНА

Дебют звездного мексиканского тенора Рамона Варгаса в Большом зале Филармонии в сопровождении заслуженного коллектива под управлением Феликса Коробова мог бы стать концертом мечты, а стал борьбой с желанием засвистеть.

Виной всему оказался «кот в мешке» - никому не известная нидерландско-американская сопрано Лиза Хубен. На бумажной афише значилось имя другой дивы - американо-итальянской сопрано Джоанны Паризи, тоже в наших краях неизвестной, но о которой хотя бы есть несколько строчек в «Википедии». Сегодня прийти на концерт можно подготовленным, к примеру, навести справки о творчестве исполнителя с помощью Youtube. Но и этот ресурс не всегда помогает, поскольку качество видео зачастую оставляет желать лучшего, к тому же далеко не все певцы так уж спешат поделиться там своими шедеврами. А потому слушатели, равно как, вероятно, и дирекция Филармонии, подчас оказываются в роли заложников: соглашаются на Варгаса, а получают в нагрузку продукт сомнительного качества.

Конечно, по сравнению с Флоренс Фостер Дженкинс - певице, которой медведь на ухо наступил, но о которой сняли фильм с Мэрил Стрип в главной роли, Лиза Хубен пела все же более-менее по нотам. Но «как» и «в чем» она это делала на концерте (который был ее петербургским первым и, вероятно, последним здесь выступлением), заключалась серьезная проблема для публики, имеющей слух. Ее макияж выглядел отпугивающим, а ручки она складывала в позу, обычно являющуюся объектом для жестких пародий «Лицедеев», губы облизывала, как будто была флейтисткой, взгляды бросала как артистка из «Необыкновенного концерта» Театра кукол Сергея Образцова... А пела она, как говорят, с тремоляцией в квинту, к тому же, кажется, была чуть простужена, поэтому в низком регистре и вовсе давилась...

Лизе Хубен крупно повезло с терпеливым петербургским обществом, которое из вежливости выслушивало ее излияния. Варгас же делал свое дело рядом с ней, как и подобает певцу с надежным мировым именем, которого назвать наследником Паваротти не будет большим преувеличением. Правда, сложилось ощущение, что его место в концерте было меньше, чем у злосчастной Лизы. Главную роль сыграл бис - предсмертная ария Ленского «Куда, куда, куда вы удалились», которую слушатели узнали не по первым аккордам, а по знакомым словам, исполненным на приличном русском. Нельзя сказать, что на протяжении всей арии русский Варгаса был идеален, но контуры слов угадывались вполне.

Варгас исполнял партию Ленского в спектакле «Метрополитен-опера» вместе с Дмитрием Хворостовским и Рене Флеминг, певшей Татьяну, а в оркестровой яме тогда стоял маэстро Валерий Гергиев. И тот Ленский был незабываем - абсолютный романтик с невероятно уязвимой душой. В лирическом теноре Варгаса есть желанная «слеза», заставляющая умиляться и наслаждаться сотни тысяч поклонников. Но сегодня его голосу, по-прежнему теплому, звонкому, объемному и полетному, подвластны не только партии простодушных подростков вроде незадачливого паренька Неморино, но и революционно настроенных художников, как Марио Каварадосси, «тюремную» арию которого проникновенно исполнил мексиканский тенор.

Начал же он свой первый концерт в петербургской Филармонии с Моцарта, в опере «Идоменей» которого в 2006 году блеснул на Зальцбургском фестивале. Ария Феррандо Un aura amorosa - тихая кульминация, гимн любви из оперы «Так поступают все» и ария Секста Se all,impero amici dei с обилием требующих выверенной точности пассажей из «Милосердия Тита» Моцарта показали, что инструментальная ясность в голосе Варгаса присутствует неизменно, но былой легкости и грациозности стало на порядок меньше.

Рамона Варгаса слышали в Петербурге лишь однажды - лет десять назад в Концертном зале Мариинского театра, и струна его голоса тогда была настроена на куда более изящный лирический лад. 57-летний мексиканский тенор, на протяжении многих лет живущий со своей семьей в космополитичной Вене, сегодня намного более привлекателен в репертуаре Верди и Пуччини. Но даже не столько две арии Пуччини - Каварадосси и кавалера де Грие захватили публику, сколько обожаемый Верди - почти не исполняемая здесь сцена и каватина Якопо Ah! si ch,io senta... odio solo.

Мощный прилив энтузиазма наступил в зале, когда зазвучала кабалетта Якопо, вмиг напомнившая и о Манрико из «Трубадура», и об Амалии из «Разбойников». После этого зал был взят окончательно и бесповоротно, и бедная Лиза наконец ушла в глубокую тень.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook