Тенор с нагрузкой

Дебют звездного мексиканского тенора Рамона Варгаса в Большом зале Филармонии в сопровождении заслуженного коллектива под управлением Феликса Коробова мог бы стать концертом мечты, а стал борьбой с желанием засвистеть.

Тенор с нагрузкой | ФОТО Стаса ЛЕВШИНА

ФОТО Стаса ЛЕВШИНА

Виной всему оказался «кот в мешке» - никому не известная нидерландско-американская сопрано Лиза Хубен. На бумажной афише значилось имя другой дивы - американо-итальянской сопрано Джоанны Паризи, тоже в наших краях неизвестной, но о которой хотя бы есть несколько строчек в «Википедии». Сегодня прийти на концерт можно подготовленным, к примеру, навести справки о творчестве исполнителя с помощью Youtube. Но и этот ресурс не всегда помогает, поскольку качество видео зачастую оставляет желать лучшего, к тому же далеко не все певцы так уж спешат поделиться там своими шедеврами. А потому слушатели, равно как, вероятно, и дирекция Филармонии, подчас оказываются в роли заложников: соглашаются на Варгаса, а получают в нагрузку продукт сомнительного качества.

Конечно, по сравнению с Флоренс Фостер Дженкинс - певице, которой медведь на ухо наступил, но о которой сняли фильм с Мэрил Стрип в главной роли, Лиза Хубен пела все же более-менее по нотам. Но «как» и «в чем» она это делала на концерте (который был ее петербургским первым и, вероятно, последним здесь выступлением), заключалась серьезная проблема для публики, имеющей слух. Ее макияж выглядел отпугивающим, а ручки она складывала в позу, обычно являющуюся объектом для жестких пародий «Лицедеев», губы облизывала, как будто была флейтисткой, взгляды бросала как артистка из «Необыкновенного концерта» Театра кукол Сергея Образцова... А пела она, как говорят, с тремоляцией в квинту, к тому же, кажется, была чуть простужена, поэтому в низком регистре и вовсе давилась...

Лизе Хубен крупно повезло с терпеливым петербургским обществом, которое из вежливости выслушивало ее излияния. Варгас же делал свое дело рядом с ней, как и подобает певцу с надежным мировым именем, которого назвать наследником Паваротти не будет большим преувеличением. Правда, сложилось ощущение, что его место в концерте было меньше, чем у злосчастной Лизы. Главную роль сыграл бис - предсмертная ария Ленского «Куда, куда, куда вы удалились», которую слушатели узнали не по первым аккордам, а по знакомым словам, исполненным на приличном русском. Нельзя сказать, что на протяжении всей арии русский Варгаса был идеален, но контуры слов угадывались вполне.

Варгас исполнял партию Ленского в спектакле «Метрополитен-опера» вместе с Дмитрием Хворостовским и Рене Флеминг, певшей Татьяну, а в оркестровой яме тогда стоял маэстро Валерий Гергиев. И тот Ленский был незабываем - абсолютный романтик с невероятно уязвимой душой. В лирическом теноре Варгаса есть желанная «слеза», заставляющая умиляться и наслаждаться сотни тысяч поклонников. Но сегодня его голосу, по-прежнему теплому, звонкому, объемному и полетному, подвластны не только партии простодушных подростков вроде незадачливого паренька Неморино, но и революционно настроенных художников, как Марио Каварадосси, «тюремную» арию которого проникновенно исполнил мексиканский тенор.

Начал же он свой первый концерт в петербургской Филармонии с Моцарта, в опере «Идоменей» которого в 2006 году блеснул на Зальцбургском фестивале. Ария Феррандо Un aura amorosa - тихая кульминация, гимн любви из оперы «Так поступают все» и ария Секста Se all,impero amici dei с обилием требующих выверенной точности пассажей из «Милосердия Тита» Моцарта показали, что инструментальная ясность в голосе Варгаса присутствует неизменно, но былой легкости и грациозности стало на порядок меньше.

Рамона Варгаса слышали в Петербурге лишь однажды - лет десять назад в Концертном зале Мариинского театра, и струна его голоса тогда была настроена на куда более изящный лирический лад. 57-летний мексиканский тенор, на протяжении многих лет живущий со своей семьей в космополитичной Вене, сегодня намного более привлекателен в репертуаре Верди и Пуччини. Но даже не столько две арии Пуччини - Каварадосси и кавалера де Грие захватили публику, сколько обожаемый Верди - почти не исполняемая здесь сцена и каватина Якопо Ah! si ch,io senta... odio solo.

Мощный прилив энтузиазма наступил в зале, когда зазвучала кабалетта Якопо, вмиг напомнившая и о Манрико из «Трубадура», и об Амалии из «Разбойников». После этого зал был взят окончательно и бесповоротно, и бедная Лиза наконец ушла в глубокую тень.

#Рамон Варгас #филармония #концерт

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.