Тенор с нагрузкой

Дебют звездного мексиканского тенора Рамона Варгаса в Большом зале Филармонии в сопровождении заслуженного коллектива под управлением Феликса Коробова мог бы стать концертом мечты, а стал борьбой с желанием засвистеть.

Тенор с нагрузкой | ФОТО Стаса ЛЕВШИНА

ФОТО Стаса ЛЕВШИНА

Виной всему оказался «кот в мешке» - никому не известная нидерландско-американская сопрано Лиза Хубен. На бумажной афише значилось имя другой дивы - американо-итальянской сопрано Джоанны Паризи, тоже в наших краях неизвестной, но о которой хотя бы есть несколько строчек в «Википедии». Сегодня прийти на концерт можно подготовленным, к примеру, навести справки о творчестве исполнителя с помощью Youtube. Но и этот ресурс не всегда помогает, поскольку качество видео зачастую оставляет желать лучшего, к тому же далеко не все певцы так уж спешат поделиться там своими шедеврами. А потому слушатели, равно как, вероятно, и дирекция Филармонии, подчас оказываются в роли заложников: соглашаются на Варгаса, а получают в нагрузку продукт сомнительного качества.

Конечно, по сравнению с Флоренс Фостер Дженкинс - певице, которой медведь на ухо наступил, но о которой сняли фильм с Мэрил Стрип в главной роли, Лиза Хубен пела все же более-менее по нотам. Но «как» и «в чем» она это делала на концерте (который был ее петербургским первым и, вероятно, последним здесь выступлением), заключалась серьезная проблема для публики, имеющей слух. Ее макияж выглядел отпугивающим, а ручки она складывала в позу, обычно являющуюся объектом для жестких пародий «Лицедеев», губы облизывала, как будто была флейтисткой, взгляды бросала как артистка из «Необыкновенного концерта» Театра кукол Сергея Образцова... А пела она, как говорят, с тремоляцией в квинту, к тому же, кажется, была чуть простужена, поэтому в низком регистре и вовсе давилась...

Лизе Хубен крупно повезло с терпеливым петербургским обществом, которое из вежливости выслушивало ее излияния. Варгас же делал свое дело рядом с ней, как и подобает певцу с надежным мировым именем, которого назвать наследником Паваротти не будет большим преувеличением. Правда, сложилось ощущение, что его место в концерте было меньше, чем у злосчастной Лизы. Главную роль сыграл бис - предсмертная ария Ленского «Куда, куда, куда вы удалились», которую слушатели узнали не по первым аккордам, а по знакомым словам, исполненным на приличном русском. Нельзя сказать, что на протяжении всей арии русский Варгаса был идеален, но контуры слов угадывались вполне.

Варгас исполнял партию Ленского в спектакле «Метрополитен-опера» вместе с Дмитрием Хворостовским и Рене Флеминг, певшей Татьяну, а в оркестровой яме тогда стоял маэстро Валерий Гергиев. И тот Ленский был незабываем - абсолютный романтик с невероятно уязвимой душой. В лирическом теноре Варгаса есть желанная «слеза», заставляющая умиляться и наслаждаться сотни тысяч поклонников. Но сегодня его голосу, по-прежнему теплому, звонкому, объемному и полетному, подвластны не только партии простодушных подростков вроде незадачливого паренька Неморино, но и революционно настроенных художников, как Марио Каварадосси, «тюремную» арию которого проникновенно исполнил мексиканский тенор.

Начал же он свой первый концерт в петербургской Филармонии с Моцарта, в опере «Идоменей» которого в 2006 году блеснул на Зальцбургском фестивале. Ария Феррандо Un aura amorosa - тихая кульминация, гимн любви из оперы «Так поступают все» и ария Секста Se all,impero amici dei с обилием требующих выверенной точности пассажей из «Милосердия Тита» Моцарта показали, что инструментальная ясность в голосе Варгаса присутствует неизменно, но былой легкости и грациозности стало на порядок меньше.

Рамона Варгаса слышали в Петербурге лишь однажды - лет десять назад в Концертном зале Мариинского театра, и струна его голоса тогда была настроена на куда более изящный лирический лад. 57-летний мексиканский тенор, на протяжении многих лет живущий со своей семьей в космополитичной Вене, сегодня намного более привлекателен в репертуаре Верди и Пуччини. Но даже не столько две арии Пуччини - Каварадосси и кавалера де Грие захватили публику, сколько обожаемый Верди - почти не исполняемая здесь сцена и каватина Якопо Ah! si ch,io senta... odio solo.

Мощный прилив энтузиазма наступил в зале, когда зазвучала кабалетта Якопо, вмиг напомнившая и о Манрико из «Трубадура», и об Амалии из «Разбойников». После этого зал был взят окончательно и бесповоротно, и бедная Лиза наконец ушла в глубокую тень.

#Рамон Варгас #филармония #концерт

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?