Тень от дервиша
В ротонде Кунсткамеры открылась выставка «Мир лишь луч от лика друга, все иное - тень его! Дервиши: образ и слово», на которой впервые представлены около 50 фотографий, сделанных Антоном Севрюгиным в Персии и Турции на рубеже XIX - XX веков.
РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА
Дервиши - мусульманские нищенствующие монахи, последователи суфизма, ритуалов, идущих из Средневековья, всегда привлекали внимание европейцев. Фотограф Антон Севрюгин (1830 - 1933), сын русского дипломата, работавшего в Тегеране, служил придворным фотографом династии Каджаров и владел монопольным правом на съемки в Персии. В начале ХХ века востоковед Александр Ромасевич приобрел у Севрюгина около 600 снимков для Кунсткамеры. На них показаны мальчики, возможно, сыновья дервишей, еще не получившие посвящение, молодые странники с посохом, старики в скудной одежде. Как заметил один арабский мудрец, признаки дервиша - не рубище и нестриженые волосы, а доброе сердце.
В ходе подготовки выставки Ефим Резван, автор проекта, заместитель директора Кунсткамеры по научной работе, вспомнил строчку Николая Гумилева из стихотворения «Пьяный дервиш», которая стала названием выставки. Заодно выяснилось, что в русской поэзии десятки произведений посвящены дервишам. Ими интересовались Иван Бунин, Сергей Городецкий, Валентин Парнах... На выставке можно познакомиться как с произведениями классиков, так и наших современников.
С помощью «дополненной реальности», наведя планшет или смартфон на некоторые фотографии, можно увидеть ритуал кружения «сама» - слушания как части восхождения к истинному.
В 2005 году этот ритуал был включен в Список всемирного нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.
На открытии выставки было объявлено о создании Международного центра исламских исследований при Кунсткамере, где каждый четвертый ученый связан с изучением ислама, а также российского фонда развития научных и культурных проектов «Аль-Макам» («Стоянка на пути»), который займется поиском средств на исследования.
Комментарии