Главная городская газета

Тень от дервиша

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Культура

Фестиваль «Михайловское» прошел в Пушкинских Горах

Студенты Пушкинского театрального центра представили пушкиноогорцам свои премьерные спектакли. Читать полностью

«Петербург» в Театре на Васильевском

С драматургом Юлией Тупикиной - автором популярной пьесы - встретился автор «СПб ведомостей». Читать полностью

Первая балетная школа России отпраздновала юбилей

В течение трех дней на сцене Мариинского театра сдавали экзамен выпускники Академии русского балета имени А. Я. Вагановой.
Читать полностью

«Петербург-2103» как мост в будущее

На выставке, открывшейся в ЦВЗ «Манеж», представленные проекты отвечали на один вопрос: куда движутся архитектура и градостроительная практика Петербурга?

Читать полностью

Дары географов: внутри коллекции РГО в Петербурге

Древние рукописи и русский лубок, одна из первых карт Петербурга, монгольские скульптуры и японские дагерротипы - все это можно увидеть в музее петербургского отделения Русского географического общества. Читать полностью

Застывший образ танца «обыкновенной богини» Улановой

В Петербурге открылась выставка, посвященная памяти Галины Улановой. На вернисаже представлены портреты не только выдающейся примы русского балета, но и других прославленных балерин. Читать полностью
Тень от дервиша  | РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

В ротонде Кунсткамеры открылась выставка «Мир лишь луч от лика друга, все иное - тень его! Дервиши: образ и слово», на которой впервые представлены около 50 фотографий, сделанных Антоном Севрюгиным в Персии и Турции на рубеже XIX - XX веков.

Дервиши - мусульманские нищенствующие монахи, последователи суфизма, ритуалов, идущих из Средневековья, всегда привлекали внимание европейцев. Фотограф Антон Севрюгин (1830 - 1933), сын русского дипломата, работавшего в Тегеране, служил придворным фотографом династии Каджаров и владел монопольным правом на съемки в Персии. В начале ХХ века востоковед Александр Ромасевич приобрел у Севрюгина около 600 снимков для Кунсткамеры. На них показаны мальчики, возможно, сыновья дервишей, еще не получившие посвящение, молодые странники с посохом, старики в скудной одежде. Как заметил один арабский мудрец, признаки дервиша - не рубище и нестриженые волосы, а доброе сердце.

В ходе подготовки выставки Ефим Резван, автор проекта, заместитель директора Кунсткамеры по научной работе, вспомнил строчку Николая Гумилева из стихотворения «Пьяный дервиш», которая стала названием выставки. Заодно выяснилось, что в русской поэзии десятки произведений посвящены дервишам. Ими интересовались Иван Бунин, Сергей Городецкий, Валентин Парнах... На выставке можно познакомиться как с произведениями классиков, так и наших современников.

С помощью «дополненной реальности», наведя планшет или смартфон на некоторые фотографии, можно увидеть ритуал кружения «сама» - слушания как части восхождения к истинному.

В 2005 году этот ритуал был включен в Список всемирного нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.

На открытии выставки было объявлено о создании Международного центра исламских исследований при Кунсткамере, где каждый четвертый ученый связан с изучением ислама, а также российского фонда развития научных и культурных проектов «Аль-Макам» («Стоянка на пути»), который займется поиском средств на исследования.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook