Тень незримой Венеции
«Мы показываем удивительный пример того, когда искусство дизайна, моды становится высочайшим искусством», - сказал директор Эрмитажа Михаил Пиотровский на открытии ретроспективы испанского художника, дизайнера, сценографа и коллекционера Мариано Фортуни «Волшебник из Венеции».
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
В Главном штабе представлены знаменитые платья «дельфос», выполненные из тончайшего плиссированного шелка, театральные костюмы, драгоценные ткани, окрашенные Фортуни вручную, модели с уникальными вышивками или набивным рисунком. Большинство экспонатов прибыло в Эрмитаж из музеев Венеции и частных собраний.
Поклонником таланта Фортуни был Марсель Пруст. В его эпопее «В поисках утраченного времени» содержится множество поэтичных описаний платьев от дизайнера, которые носила герцогиня де Германт, Альбертина и другие героини романа. «В тот вечер, - читаем у Пруста, - Альбертина надела платье от Фортуни, и оно показалось мне соблазнительной тенью незримой Венеции... Рукава платья были на подкладке розово-вишневого цвета, который так характерен для Венеции, что его называют розовым Тьеполо».
Действительно, Фортуни часто окрашивал свои ткани в цвета, «подсмотренные» на полотнах великих венецианцев, будь то Карпаччо или Тьеполо. По замыслу куратора Татьяны Лехович, выставка дополнена итальянскими тканями Средневековья и Ренессанса, античной скульптурой и восточной керамикой из собрания Эрмитажа. Искусство этих эпох было источником вдохновения для художника.
Представлены также современные образцы тканей, которые выпускают в Венеции на фабрике, основанной Фортуни и существующей до сих пор. Выставка продлится до 26 февраля 2017 года.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 235 (5852) от 15.12.2016.
Комментарии