Тем больше нравятся собаки. Рецензия на фильм «Догмэн» Маттео Гарроне
Автор европейского ужастика для миллениалов «Страшные сказки» вернулся к зрителям с мрачной фантазией на тему жизни провинциальных мафиози. За плечами у Гарроне – аутентичный фильм о группировке «Гоморра», признанный в Каннах и возведший режиссера в авангард итальянского кинематографа.
Фото: A-One Films
Возвращение Гарроне к криминальной тематике заметно снижает уровень пафоса в новой картине, что идет ей на пользу. «Страшные сказки» обрели реальную почву и готовы пугать своей близостью к реальности.
Режиссер постоянно ставит своего героя, собачьего парикмахера Марчелло (великолепный Марчелло Фонте) перед выбором между идеалами и самосохранением. Местная община, районные бандиты и даже бывшая жена относятся к главному герою как к мелкому дворовому песику. Он должен радоваться хотя бы тому, что его сегодня не били. Только его клиенты (собаки всех мастей) проникаются к парикмахеру если не любовью, то завидным доверием.
В человеческом мире Марчелло постоянно сталкивается с насилием. Вот бьют его, а через минуту на его глазах недалекий сосед забивает насмерть поставщика. Порядочный отец Марчелло в перерыве между собачьими стрижками и дайвингом с маленькой дочкой продает кокаин и водит грузовик банды домушников. Рискуя собственным благополучием, герой влезает в только что ограбленную квартиру и реанимирует заключенную подельниками в морозилку комнатную собачку.
Жизнь Марчелло проходит в ограниченном пространстве с кратким циклом повторяющихся раздражителей. Отторжение между героем и окружающим его миром нарастает с каждым витком. Терпение Марчелло к происходящему подается абсолютно естественным и органичным. Зритель знакомится с героем в тот момент его жизни, когда уже тяжело не задаться вопросом: как же герой умудрился ввязаться в смертельную переделку? Веру в лучшее и наивность он носит в себе предельно долго, и тем мучительнее дается ему сознание собственной ненужности. Ему в один момент открывается очевидная истина: то, что простительно другим, в его исполнении порицается или не замечается вовсе. В любом случае, Марчелло оказывается за бортом человеческого сообщества.
При всем этом у «Догмэна» нет сюжетообразующего конфликта. У отзывчивого Марчелло нет врагов или проблем, которых нет у соседей. Все одинаково бедны, так или иначе озлоблены и готовы как нанести удар, так и стерпеть его. Обсуждение заказного убийства ничуть не портит рядового утра. Несмотря на все внешние риски, Марчелло весьма благополучен и успешен, и его персональный крах становится результатом добровольного отказа от спасения. На что обрекает себя парикмахер, отправляясь в тюрьму, режиссер нам милосердно не показывает.
Заметно меняется позиция героя: если до заключения он сносит все оскорбления и щелчки по носу, то после — живо наблюдает за собственным превращением из жертвы в хищника.
Все выводы о жизни «дворняг» такого общества на примере этого фильма напрашиваются сами собой.
Комментарии