Телезаговор императрицы

На «Первом канале» состоялась премьера сериала «Великая». Его авторы – режиссер Игорь Зайцев и группа сценаристов – благоразумно оставили в титуле собственного экранного творения только одно прилагательное, целиком относящееся к личности своей исторической героини – российской императрицы Екатерины Второй. Тем более что «по имени» ровно год назад ее же назвали авторы другого сериала, в котором Екатерину пыталась изобразить Марина Александрова. Правда, та версия получилась больше про другую царственную женщину, правившую Россией двадцать лет, – Елизавету Петровну, блистательно сыгранную Юлией Ауг.

Телезаговор императрицы  | ФОТО simone meskolini/shutterstock.com

ФОТО simone meskolini/shutterstock.com

В нынешней телеверсии дворцовых интриг середины «осьмандцатого столетия» эту роль сыграла наша землячка Наталья Суркова, не посрамив ленинградской актерской школы. И тем самым вновь подтвердив, что вряд ли принцесса Фике (так иногда звали Екатерину при русском дворе) стала бы тем, кем она стала, если бы не скрытое, а порою и явное покровительство Елизаветы. По сути дела, сериал «Великая» и раскрывает перед зрителями блеск елизаветинской эпохи с ее париками и камзолами, интригами и скандалами, расследованиями и заговорами.

Придирчивые историки наверняка обнаружат в премьерном сериале недочеты, неточности, а то и вовсе выдуманные факты, которых не было и не могло быть в русской истории восемнадцатого века. Специалисты по киноинтерьерам сразу укажут, что царские покои снимались, например, в здании Меншиковского дворца, усадьба опального Бестужева – в доме Набокова в селе Рождествено, а эпизоды «Петергоф» и «Ропша» – в Царском Селе рядом с Александровским дворцом. Да и Екатерининский дворец не выглядел так красиво и мощно в 1762 году, когда Екатерина совершала свой переворот. Словом, в условиях нынешнего «мыловарения» допустимая норма неточностей и ошибок в «Великой» не превышает среднестатистическую погрешность. В конце концов зрители устремляют взор на телеэкраны не ради желания поймать авторов сериалов на исторических неточностях. Смею думать, что им гораздо интереснее наблюдать за тем, как складывались отношения между людьми, чьи имена после оказались на страницах учебников истории.

И в этом смысле сериал «Великая» подобное любопытство удовлетворяет. Перед нами развернулась яркая и неожиданная в некоторых фабульных ответвлениях ИСТОРИЯ. И если поначалу кастинг показался неудачным, исполнители ролей Петра Третьего и Екатерины Второй в детстве и юности раздражали, то появление Юлии Снигирь в роли повзрослевшей героини изменило ситуацию. Молодой актрисе удалось сыграть становление характера будущей императрицы в тех условиях, когда любой неточный шаг или неосторожное слово, сказанное при дворе царствующей Елизаветы, могли обойтись очень дорого. Степень свирепости карающих органов русского престола явлена в сериале «Великая» весьма впечатляюще.

Екатерине было чего и кого бояться. Это продемонстрировано в сериале в стиле «романов плаща и шпаги». Правда, явно пострадала линия любовных увлечений героини. Эти сюжеты, конечно, присутствуют в сериале, но решающего значения для формирования образа любвеобильной Екатерины в глазах публики не имеют. Если сериал будет продолжен (а судя по публичным высказываниям его авторов, такие намерения существуют), то не очень понятно, на каком драматургическом материале и каким образом Юлии Снигирь предстоит играть Екатерину, действительно ставшую «Великой».

Зато можно констатировать: удача сериала в качественном выборе исполнителей. «Старая гвардия» – Сергей Шакуров, Семен Стругачев, Владимир Матвеев и Роман Мадянов справились с задачами отлично. И в этом списке удач сериала имя Павла Деревянко, сыгравшего Петра Третьего, – одно из первых. Его императора просто жалко: человек оказался не в том месте и не в то время. В отличие от его супруги, которая, став вдовой, обрела статус императрицы. И эти страсти далекой от нас эпохи вполне вписались в формат современного телевидения.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 217 (5588) от 19.11.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?