Телезаговор императрицы

На «Первом канале» состоялась премьера сериала «Великая». Его авторы – режиссер Игорь Зайцев и группа сценаристов – благоразумно оставили в титуле собственного экранного творения только одно прилагательное, целиком относящееся к личности своей исторической героини – российской императрицы Екатерины Второй. Тем более что «по имени» ровно год назад ее же назвали авторы другого сериала, в котором Екатерину пыталась изобразить Марина Александрова. Правда, та версия получилась больше про другую царственную женщину, правившую Россией двадцать лет, – Елизавету Петровну, блистательно сыгранную Юлией Ауг.

Телезаговор императрицы  | ФОТО simone meskolini/shutterstock.com

ФОТО simone meskolini/shutterstock.com

В нынешней телеверсии дворцовых интриг середины «осьмандцатого столетия» эту роль сыграла наша землячка Наталья Суркова, не посрамив ленинградской актерской школы. И тем самым вновь подтвердив, что вряд ли принцесса Фике (так иногда звали Екатерину при русском дворе) стала бы тем, кем она стала, если бы не скрытое, а порою и явное покровительство Елизаветы. По сути дела, сериал «Великая» и раскрывает перед зрителями блеск елизаветинской эпохи с ее париками и камзолами, интригами и скандалами, расследованиями и заговорами.

Придирчивые историки наверняка обнаружат в премьерном сериале недочеты, неточности, а то и вовсе выдуманные факты, которых не было и не могло быть в русской истории восемнадцатого века. Специалисты по киноинтерьерам сразу укажут, что царские покои снимались, например, в здании Меншиковского дворца, усадьба опального Бестужева – в доме Набокова в селе Рождествено, а эпизоды «Петергоф» и «Ропша» – в Царском Селе рядом с Александровским дворцом. Да и Екатерининский дворец не выглядел так красиво и мощно в 1762 году, когда Екатерина совершала свой переворот. Словом, в условиях нынешнего «мыловарения» допустимая норма неточностей и ошибок в «Великой» не превышает среднестатистическую погрешность. В конце концов зрители устремляют взор на телеэкраны не ради желания поймать авторов сериалов на исторических неточностях. Смею думать, что им гораздо интереснее наблюдать за тем, как складывались отношения между людьми, чьи имена после оказались на страницах учебников истории.

И в этом смысле сериал «Великая» подобное любопытство удовлетворяет. Перед нами развернулась яркая и неожиданная в некоторых фабульных ответвлениях ИСТОРИЯ. И если поначалу кастинг показался неудачным, исполнители ролей Петра Третьего и Екатерины Второй в детстве и юности раздражали, то появление Юлии Снигирь в роли повзрослевшей героини изменило ситуацию. Молодой актрисе удалось сыграть становление характера будущей императрицы в тех условиях, когда любой неточный шаг или неосторожное слово, сказанное при дворе царствующей Елизаветы, могли обойтись очень дорого. Степень свирепости карающих органов русского престола явлена в сериале «Великая» весьма впечатляюще.

Екатерине было чего и кого бояться. Это продемонстрировано в сериале в стиле «романов плаща и шпаги». Правда, явно пострадала линия любовных увлечений героини. Эти сюжеты, конечно, присутствуют в сериале, но решающего значения для формирования образа любвеобильной Екатерины в глазах публики не имеют. Если сериал будет продолжен (а судя по публичным высказываниям его авторов, такие намерения существуют), то не очень понятно, на каком драматургическом материале и каким образом Юлии Снигирь предстоит играть Екатерину, действительно ставшую «Великой».

Зато можно констатировать: удача сериала в качественном выборе исполнителей. «Старая гвардия» – Сергей Шакуров, Семен Стругачев, Владимир Матвеев и Роман Мадянов справились с задачами отлично. И в этом списке удач сериала имя Павла Деревянко, сыгравшего Петра Третьего, – одно из первых. Его императора просто жалко: человек оказался не в том месте и не в то время. В отличие от его супруги, которая, став вдовой, обрела статус императрицы. И эти страсти далекой от нас эпохи вполне вписались в формат современного телевидения.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 217 (5588) от 19.11.2015.


Комментарии