Телезаговор императрицы

На «Первом канале» состоялась премьера сериала «Великая». Его авторы – режиссер Игорь Зайцев и группа сценаристов – благоразумно оставили в титуле собственного экранного творения только одно прилагательное, целиком относящееся к личности своей исторической героини – российской императрицы Екатерины Второй. Тем более что «по имени» ровно год назад ее же назвали авторы другого сериала, в котором Екатерину пыталась изобразить Марина Александрова. Правда, та версия получилась больше про другую царственную женщину, правившую Россией двадцать лет, – Елизавету Петровну, блистательно сыгранную Юлией Ауг.

Телезаговор императрицы  | ФОТО simone meskolini/shutterstock.com

ФОТО simone meskolini/shutterstock.com

В нынешней телеверсии дворцовых интриг середины «осьмандцатого столетия» эту роль сыграла наша землячка Наталья Суркова, не посрамив ленинградской актерской школы. И тем самым вновь подтвердив, что вряд ли принцесса Фике (так иногда звали Екатерину при русском дворе) стала бы тем, кем она стала, если бы не скрытое, а порою и явное покровительство Елизаветы. По сути дела, сериал «Великая» и раскрывает перед зрителями блеск елизаветинской эпохи с ее париками и камзолами, интригами и скандалами, расследованиями и заговорами.

Придирчивые историки наверняка обнаружат в премьерном сериале недочеты, неточности, а то и вовсе выдуманные факты, которых не было и не могло быть в русской истории восемнадцатого века. Специалисты по киноинтерьерам сразу укажут, что царские покои снимались, например, в здании Меншиковского дворца, усадьба опального Бестужева – в доме Набокова в селе Рождествено, а эпизоды «Петергоф» и «Ропша» – в Царском Селе рядом с Александровским дворцом. Да и Екатерининский дворец не выглядел так красиво и мощно в 1762 году, когда Екатерина совершала свой переворот. Словом, в условиях нынешнего «мыловарения» допустимая норма неточностей и ошибок в «Великой» не превышает среднестатистическую погрешность. В конце концов зрители устремляют взор на телеэкраны не ради желания поймать авторов сериалов на исторических неточностях. Смею думать, что им гораздо интереснее наблюдать за тем, как складывались отношения между людьми, чьи имена после оказались на страницах учебников истории.

И в этом смысле сериал «Великая» подобное любопытство удовлетворяет. Перед нами развернулась яркая и неожиданная в некоторых фабульных ответвлениях ИСТОРИЯ. И если поначалу кастинг показался неудачным, исполнители ролей Петра Третьего и Екатерины Второй в детстве и юности раздражали, то появление Юлии Снигирь в роли повзрослевшей героини изменило ситуацию. Молодой актрисе удалось сыграть становление характера будущей императрицы в тех условиях, когда любой неточный шаг или неосторожное слово, сказанное при дворе царствующей Елизаветы, могли обойтись очень дорого. Степень свирепости карающих органов русского престола явлена в сериале «Великая» весьма впечатляюще.

Екатерине было чего и кого бояться. Это продемонстрировано в сериале в стиле «романов плаща и шпаги». Правда, явно пострадала линия любовных увлечений героини. Эти сюжеты, конечно, присутствуют в сериале, но решающего значения для формирования образа любвеобильной Екатерины в глазах публики не имеют. Если сериал будет продолжен (а судя по публичным высказываниям его авторов, такие намерения существуют), то не очень понятно, на каком драматургическом материале и каким образом Юлии Снигирь предстоит играть Екатерину, действительно ставшую «Великой».

Зато можно констатировать: удача сериала в качественном выборе исполнителей. «Старая гвардия» – Сергей Шакуров, Семен Стругачев, Владимир Матвеев и Роман Мадянов справились с задачами отлично. И в этом списке удач сериала имя Павла Деревянко, сыгравшего Петра Третьего, – одно из первых. Его императора просто жалко: человек оказался не в том месте и не в то время. В отличие от его супруги, которая, став вдовой, обрела статус императрицы. И эти страсти далекой от нас эпохи вполне вписались в формат современного телевидения.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 217 (5588) от 19.11.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...