Телезаговор императрицы

На «Первом канале» состоялась премьера сериала «Великая». Его авторы – режиссер Игорь Зайцев и группа сценаристов – благоразумно оставили в титуле собственного экранного творения только одно прилагательное, целиком относящееся к личности своей исторической героини – российской императрицы Екатерины Второй. Тем более что «по имени» ровно год назад ее же назвали авторы другого сериала, в котором Екатерину пыталась изобразить Марина Александрова. Правда, та версия получилась больше про другую царственную женщину, правившую Россией двадцать лет, – Елизавету Петровну, блистательно сыгранную Юлией Ауг.

Телезаговор императрицы  | ФОТО simone meskolini/shutterstock.com

ФОТО simone meskolini/shutterstock.com

В нынешней телеверсии дворцовых интриг середины «осьмандцатого столетия» эту роль сыграла наша землячка Наталья Суркова, не посрамив ленинградской актерской школы. И тем самым вновь подтвердив, что вряд ли принцесса Фике (так иногда звали Екатерину при русском дворе) стала бы тем, кем она стала, если бы не скрытое, а порою и явное покровительство Елизаветы. По сути дела, сериал «Великая» и раскрывает перед зрителями блеск елизаветинской эпохи с ее париками и камзолами, интригами и скандалами, расследованиями и заговорами.

Придирчивые историки наверняка обнаружат в премьерном сериале недочеты, неточности, а то и вовсе выдуманные факты, которых не было и не могло быть в русской истории восемнадцатого века. Специалисты по киноинтерьерам сразу укажут, что царские покои снимались, например, в здании Меншиковского дворца, усадьба опального Бестужева – в доме Набокова в селе Рождествено, а эпизоды «Петергоф» и «Ропша» – в Царском Селе рядом с Александровским дворцом. Да и Екатерининский дворец не выглядел так красиво и мощно в 1762 году, когда Екатерина совершала свой переворот. Словом, в условиях нынешнего «мыловарения» допустимая норма неточностей и ошибок в «Великой» не превышает среднестатистическую погрешность. В конце концов зрители устремляют взор на телеэкраны не ради желания поймать авторов сериалов на исторических неточностях. Смею думать, что им гораздо интереснее наблюдать за тем, как складывались отношения между людьми, чьи имена после оказались на страницах учебников истории.

И в этом смысле сериал «Великая» подобное любопытство удовлетворяет. Перед нами развернулась яркая и неожиданная в некоторых фабульных ответвлениях ИСТОРИЯ. И если поначалу кастинг показался неудачным, исполнители ролей Петра Третьего и Екатерины Второй в детстве и юности раздражали, то появление Юлии Снигирь в роли повзрослевшей героини изменило ситуацию. Молодой актрисе удалось сыграть становление характера будущей императрицы в тех условиях, когда любой неточный шаг или неосторожное слово, сказанное при дворе царствующей Елизаветы, могли обойтись очень дорого. Степень свирепости карающих органов русского престола явлена в сериале «Великая» весьма впечатляюще.

Екатерине было чего и кого бояться. Это продемонстрировано в сериале в стиле «романов плаща и шпаги». Правда, явно пострадала линия любовных увлечений героини. Эти сюжеты, конечно, присутствуют в сериале, но решающего значения для формирования образа любвеобильной Екатерины в глазах публики не имеют. Если сериал будет продолжен (а судя по публичным высказываниям его авторов, такие намерения существуют), то не очень понятно, на каком драматургическом материале и каким образом Юлии Снигирь предстоит играть Екатерину, действительно ставшую «Великой».

Зато можно констатировать: удача сериала в качественном выборе исполнителей. «Старая гвардия» – Сергей Шакуров, Семен Стругачев, Владимир Матвеев и Роман Мадянов справились с задачами отлично. И в этом списке удач сериала имя Павла Деревянко, сыгравшего Петра Третьего, – одно из первых. Его императора просто жалко: человек оказался не в том месте и не в то время. В отличие от его супруги, которая, став вдовой, обрела статус императрицы. И эти страсти далекой от нас эпохи вполне вписались в формат современного телевидения.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 217 (5588) от 19.11.2015.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.