Тексты новой природы

Вы знаете, что такое тексты новой природы (ТНП)? Еще две недели назад я тоже не знала. Потому, прочитав про конференцию, этим загадочным текстам посвященную, решила туда отправиться. Оказалось, что это действительно очень интересно и требует осмысления.

Тексты новой природы | Иллюстрация Asaf-Eliason/shutterstock.com

Иллюстрация Asaf-Eliason/shutterstock.com

На самом деле мы все знаем, что такое ТНП (для специалистов уже устоявшаяся аббревиатура), просто не знали, что это так называется. Ну совсем как мольеровский герой, на старости лет узнавший, что всю жизнь говорил прозой.

Быстро, просто и понятно главное про ТНП рассказал московский учитель литературы Сергей Волков. На одной половине экрана он разместил первую страничку рукописи «Тихого Дона», а на второй - основные характеристики этого вполне традиционного текста: линейный, длинный, на бумаге, из букв, законченный, привычный нам... И последние две характеристики явно про то же самое, но в восприятии молодых людей: неудобный, «ниасилить». Те, у кого есть знакомые старшеклассники, знают, до какой степени справедливо последнее грустно-смешное интернетное слово. Страдают наши дети и внуки над длиннющими и по большей части непонятными им классическими текстами, а мы, задавив сочувствие, заставляем их через эти дебри пробираться.

А потом на экране появился текст новой природы - сайт Гильдии словесников. Мы увидели картинку-заставку, и фотографии участников, и анонсы грядущих событий (кстати, о готовящейся конференции я прочитала как раз на сайте гильдии), и еще разные интересные вещи, про которые можно узнать подробно, наведя курсор на заинтересовавшее слово, фразу или изображение. И опять на второй половине экрана были основные характеристики этого нового, хотя для многих уже ставшего привычным, типа текста.

Он объемный, потому что у него есть глубина, точнее - возможность углубления, вхождения через него в другие тексты, его раскрывающие, объясняющие, продолжающие, с ним пересекающиеся. Он фрагментарный, потому что составлен из отдельных разнородных частей, и каждый читающий-разглядывающий общается с нужной ему частью текста-изображения.

Он незаконченный, потому что изменяется и движется по воле каждого читающего, а кроме того, регулярно дополняется и изменяется авторами. Любой текст, размещенный в Интернете, мгновенно обрастает комментариями, и каждый последующий читатель воспринимает его уже с комментариями предыдущего. О таком тексте, рассчитанном на диалог, оказывается, когда-то мечтал Гоголь, просивший читателей «Мертвых душ» тут же записывать на листах бумаги свои вопросы, возражения, идеи дальнейшего движения сюжета и присылать ему, чтобы он мог учесть это все в дальнейшей своей работе над поэмой. И сейчас - об этом рассказала профессор М. А. Черняк - писатели пользуются этой открывшейся удивительной возможностью.

Новые тексты в отличие от традиционных визуальные, они синтезируют слово и изображение. Комиксы, обожаемые детьми; диафильмы, когда-то любимые их родителями; каллиграммы - стихи, в которых графический рисунок строк или выделенных в строках букв складывается в изображение какой-либо фигуры; буктрейлеры - видеоролики по книгам; странички литературных героев в социальных сетях - все это тексты новой природы. И особенности их восприятия, очевидно иные, чем восприятие традиционных текстов, нуждаются в изучении.

Эти новые тексты - по большей части интернетные, всплывающие на экране откуда-то и исчезающие куда-то - тревожат нас, воспитанных на текстах традиционных, не мыслящих себя без бумажной книги в руке. Но подростки и даже дети воспринимают эти тексты как свои. И, если мы хотим привести детей к своим текстам, научить их читать книги, жить в общении с подлинной культурой, нам необходимо понять жизнь ТНП и использовать это понимание.

Важно еще понять - и об этом говорили почти все, выступавшие на конференции, - между текстами традиционными и новыми нет стены. То, что мы сегодня называем новым, было, и было очень давно. В поразительно интересном докладе профессора В. Е. Пугача речь шла как раз о том, как в культуре жила и развивалась идея мультимодальности, которая сейчас связывается как раз с ТНП. Храмы, воздействующие на нас одновременно и архитектурой, и живописью, и скульптурой, и текстами, и музыкой. Книги футуристов, где рисунок букв и краски Филонова и Бурлюка не менее важны, чем стихи Хлебникова и Крученыха. Графики в романе Стерна «Жизнь и мнения Тристрама Шенди» и поэме Венедикта Ерофеева «Москва - Петушки». «Маленький принц», из которого невозможно убрать рисунки Сент-Экзюпери. Подумав, каждый вспомнит собственные примеры...

И вот еще что важно вспомнить. На каждом значительном переходе от одного этапа развития культуры к другому у образованных людей возникали апокалиптические настроения. Свиток сменялся кодексом (книгой из скрепленных вместе дощечек или папирусных листов), книга рукописная - книгой печатной, потом появились кино и телевидение - и каждый раз люди пугались и говорили о конце культуры. А надо не пугаться, а учиться жить в этой новой и непривычной для нас культурной ситуации. Кстати, свое успокоительное выступление Сергей Волков озаглавил многим памятными словами: «Он пугает, а мне не страшно».



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 210 (5827) от 10.11.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?