Текст Мольера дополнят «отсебятиной»

Комедия Мольера «Тартюф, или Обманщик» - неожиданный выбор для режиссера Григория Козлова, который крайне редко ставил стихотворные тексты. Всегда казалось, что он очень дорожит той свободой, что дает большая проза - с ее «воздухом жизни», не уложенным в жесткие «пьесные» рамки, с возможностью одни линии романа поставить во главу угла, а другие оставить за кадром.

Текст Мольера дополнят «отсебятиной» | ФОТО предоставлено пресс-службой театра «Мастерская»

ФОТО предоставлено пресс-службой театра «Мастерская»

В «Идиоте», «Братьях Карамазовых», «Тихом Доне», «Днях Турбиных» и других спектаклях петербургской «Мастерской» герои любовно и участливо рассматривались на фоне семейных противоречий, столь волнующих Козлова. И вдруг - скандальный, злой «Тартюф», в котором высмеяны ханжество и религиозный фанатизм. И какой уж тут «воздух жизни»: мольеровская манера письма отточена, афористична, подчинена регламентам классицизма.

Пышности мольеровской эпохи сценограф Николай Слободяник предпочел аскетизм и темный колорит; площадку, на которой разворачиваются события, окружает мрак. Из него и выступают герои: Оргон Сергея Бызгу - милый простак и большой ребенок; молодая хозяйка дома, «уютная» и чувственная Эльмира (Полина Воробьева); бойкая проказница-служанка Дорина (Алена Артемова)... Начинается все с «переполоха в одном семействе»: мать Оргона госпожа Пернель, массивная и крикливая дама (Галина Бызгу), с руганью покидает дом, где никто, кроме нее и сына, не ценит набожного Тартюфа. При всей неожиданности выбора пьесы она откликается важной для Козлова теме: дом, которому угрожают бури.

Вспомним сюжет. Оргон как-то увидел Тартюфа в церкви, очаровался им и ввел в свою семью, не видя, какой это волк в овечьей шкуре. Любимчик цинично вертит благодетелем, портя отношения меж домочадцами, а к финалу пьесы и вовсе прибирает дом к рукам. Если бы не посланник короля, чудом разрешивший сюжетные сплетения в пользу Оргона, все кончилось бы трагично. Особенность пьесы в том, что виновник всех этих передряг появляется аж в середине представления и автор интригует зрителя, который невольно гадает: каков же он, этот коварный Тартюф, околдовавший хозяина дома и его мать?!

В этом спектакле - весьма неожиданный: очень молодой человек с простодушным лицом и ощущением себя сексапильным. В первом появлении Тартюфа в исполнении Максима Студеновского намечено эротическое напряжение: женские пальчики скользят по оголенной мужской спине, оставляя на ней шрамы (эффект видеографики). Удар хлыста. Лампочки, мерцающие, как свечи, в черноте зеркал. Сам облик Тартюфа - обнаженный торс и брутальная татуировка на руке, красные обтягивающие штаны с черными подтяжками: да, сей Тартюф не показной подвижник благочестия и нет в нем ничего «идейного».

Эротическое томление поддержано отсылками к эпохе сексуальной революции. Стильные парички каре и костюм «мини-юбочка-чулочки-подвязки» на молодых героинях. Кадры из фильмов французской «новой волны», принесших в кино новую чувственность. А любовное объяснение Тартюфа с Эльмирой происходит под музыку Je t,aime... Moi non plus (персонажи поют, подражая Генсбуру и Биркин), ставшую символом эротизма. Талант Студеновского не ограничен актерством, он также пишет музыку и обозначен в программке как композитор. В данной сцене артист играет на электропианино, что тоже как бы повышает статус героя-любовника.

Актеры живо и азартно откликаются на новые для них «условия игры», на остроумный текст, который иногда разбавляется «отсебятиной» - органично и забавно. И при этом выражен пессимизм мольеровского юмора. Но все же механизм спектакля не работает ладно, происходит какой-то сбой. Как Тартюф добился расположения в этом доме? Если он вооружен не способностью «глаголом жечь», а эротическими чарами, то Оргона следовало сделать мужчиной «уайльдовского» типа. Но персонаж Сергея Бызгу традиционен до мозга костей и никакой скрытой порочности не транслирует. Тот же вопрос и к родительнице Оргона: если Галина Бызгу играет шумную домовитую клушу, а не даму в летах, падкую на молодых людей, что заставляет ее столь рьяно отстаивать Тартюфовы интересы?

Если бы этот Оргон не был таким недотепистым и добрым, а держал семейство в ежовых рукавицах, флюиды Тартюфа еще имели бы смысл: дескать, паренек привнес в мрачные стены глоток чувственной свободы. И стало бы понятно, почему женский пол так тянется к нему. И может, жена Оргона Эльмира, которая прячет мужа под стол, чтобы он удостоверился в любовных притязаниях на нее Тартюфа, стала бы более сложной, чем она есть. Пока получается, что примерная супруга доказывает мужу лживость его любимца, и это без внутренних противоречий, хотя искра-то меж нею и Тартюфом пробежала и в искренность чувства к благоверному поверить сложно. И поскольку сам Оргон так и не набрал к развязке человеческого «объема», героя не особо и жаль, когда он умирает от разрыва сердца...

И все же, несмотря на вопросы к режиссеру, пьеса говорит сама за себя. У Григория Козлова нет ничего нарочито «актуального», однако ощущается: в наши дни, когда духовная и коммерческая сферы так тесно соприкасаются, когда ханжество цветет буйным цветом, эта комедия очень остра. Мольер как-никак.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...