Текст Мольера дополнят «отсебятиной»

Комедия Мольера «Тартюф, или Обманщик» - неожиданный выбор для режиссера Григория Козлова, который крайне редко ставил стихотворные тексты. Всегда казалось, что он очень дорожит той свободой, что дает большая проза - с ее «воздухом жизни», не уложенным в жесткие «пьесные» рамки, с возможностью одни линии романа поставить во главу угла, а другие оставить за кадром.

Текст Мольера дополнят «отсебятиной» | ФОТО предоставлено пресс-службой театра «Мастерская»

ФОТО предоставлено пресс-службой театра «Мастерская»

В «Идиоте», «Братьях Карамазовых», «Тихом Доне», «Днях Турбиных» и других спектаклях петербургской «Мастерской» герои любовно и участливо рассматривались на фоне семейных противоречий, столь волнующих Козлова. И вдруг - скандальный, злой «Тартюф», в котором высмеяны ханжество и религиозный фанатизм. И какой уж тут «воздух жизни»: мольеровская манера письма отточена, афористична, подчинена регламентам классицизма.

Пышности мольеровской эпохи сценограф Николай Слободяник предпочел аскетизм и темный колорит; площадку, на которой разворачиваются события, окружает мрак. Из него и выступают герои: Оргон Сергея Бызгу - милый простак и большой ребенок; молодая хозяйка дома, «уютная» и чувственная Эльмира (Полина Воробьева); бойкая проказница-служанка Дорина (Алена Артемова)... Начинается все с «переполоха в одном семействе»: мать Оргона госпожа Пернель, массивная и крикливая дама (Галина Бызгу), с руганью покидает дом, где никто, кроме нее и сына, не ценит набожного Тартюфа. При всей неожиданности выбора пьесы она откликается важной для Козлова теме: дом, которому угрожают бури.

Вспомним сюжет. Оргон как-то увидел Тартюфа в церкви, очаровался им и ввел в свою семью, не видя, какой это волк в овечьей шкуре. Любимчик цинично вертит благодетелем, портя отношения меж домочадцами, а к финалу пьесы и вовсе прибирает дом к рукам. Если бы не посланник короля, чудом разрешивший сюжетные сплетения в пользу Оргона, все кончилось бы трагично. Особенность пьесы в том, что виновник всех этих передряг появляется аж в середине представления и автор интригует зрителя, который невольно гадает: каков же он, этот коварный Тартюф, околдовавший хозяина дома и его мать?!

В этом спектакле - весьма неожиданный: очень молодой человек с простодушным лицом и ощущением себя сексапильным. В первом появлении Тартюфа в исполнении Максима Студеновского намечено эротическое напряжение: женские пальчики скользят по оголенной мужской спине, оставляя на ней шрамы (эффект видеографики). Удар хлыста. Лампочки, мерцающие, как свечи, в черноте зеркал. Сам облик Тартюфа - обнаженный торс и брутальная татуировка на руке, красные обтягивающие штаны с черными подтяжками: да, сей Тартюф не показной подвижник благочестия и нет в нем ничего «идейного».

Эротическое томление поддержано отсылками к эпохе сексуальной революции. Стильные парички каре и костюм «мини-юбочка-чулочки-подвязки» на молодых героинях. Кадры из фильмов французской «новой волны», принесших в кино новую чувственность. А любовное объяснение Тартюфа с Эльмирой происходит под музыку Je t,aime... Moi non plus (персонажи поют, подражая Генсбуру и Биркин), ставшую символом эротизма. Талант Студеновского не ограничен актерством, он также пишет музыку и обозначен в программке как композитор. В данной сцене артист играет на электропианино, что тоже как бы повышает статус героя-любовника.

Актеры живо и азартно откликаются на новые для них «условия игры», на остроумный текст, который иногда разбавляется «отсебятиной» - органично и забавно. И при этом выражен пессимизм мольеровского юмора. Но все же механизм спектакля не работает ладно, происходит какой-то сбой. Как Тартюф добился расположения в этом доме? Если он вооружен не способностью «глаголом жечь», а эротическими чарами, то Оргона следовало сделать мужчиной «уайльдовского» типа. Но персонаж Сергея Бызгу традиционен до мозга костей и никакой скрытой порочности не транслирует. Тот же вопрос и к родительнице Оргона: если Галина Бызгу играет шумную домовитую клушу, а не даму в летах, падкую на молодых людей, что заставляет ее столь рьяно отстаивать Тартюфовы интересы?

Если бы этот Оргон не был таким недотепистым и добрым, а держал семейство в ежовых рукавицах, флюиды Тартюфа еще имели бы смысл: дескать, паренек привнес в мрачные стены глоток чувственной свободы. И стало бы понятно, почему женский пол так тянется к нему. И может, жена Оргона Эльмира, которая прячет мужа под стол, чтобы он удостоверился в любовных притязаниях на нее Тартюфа, стала бы более сложной, чем она есть. Пока получается, что примерная супруга доказывает мужу лживость его любимца, и это без внутренних противоречий, хотя искра-то меж нею и Тартюфом пробежала и в искренность чувства к благоверному поверить сложно. И поскольку сам Оргон так и не набрал к развязке человеческого «объема», героя не особо и жаль, когда он умирает от разрыва сердца...

И все же, несмотря на вопросы к режиссеру, пьеса говорит сама за себя. У Григория Козлова нет ничего нарочито «актуального», однако ощущается: в наши дни, когда духовная и коммерческая сферы так тесно соприкасаются, когда ханжество цветет буйным цветом, эта комедия очень остра. Мольер как-никак.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.