Театральная олимпиада в Петербурге стартовала с грандиозного уличного шоу

Церемония на площади Островского, которую поставил главный режиссер Александринского театра Николай Рощин, получилась захватывающей, красивой и чуть мрачноватой. Как готическая сказка.

Театральная олимпиада в Петербурге стартовала с грандиозного уличного шоу | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

К шести часам вечера площадь перед Александринкой была уже заполнена людьми. Многие пришли с маленькими детьми, колясками, кто-то даже с собаками. Небо с утра хмурилось, грозя дождем. Организаторы заранее просили воспользоваться в случае непогоды не зонтами, которые могут помешать артистам, а дождевиками. Но зонтов все равно было много, и они, увы, пригодились.

Великолепный фасад Александринского театра был затянут красным занавесом. Все приготовились к тому, что сначала придется прослушать скучноватые официальные речи, как это обычно бывает на открытиях. Но - нет. Нас ждал сюрприз.

- Смотрите, смотрите, вот он! - закричали дети, указывая куда-то в пасмурные небеса. Подняв голову, я увидела, как на огромной высоте появилась фигурка, облаченная в костюм средневекового шута. Артист, осторожно балансируя и каким-то чудом сохраняя равновесие, двинулся по натянутым стропам к квадриге Аполлона, венчающей фасад театра. В руках он держал два горящих факела, от них шел черный дым, эффектно клубясь на фоне алого занавеса. Некоторые знатоки узнали в эквилибристе Максима Кагина, сыгравшего Тибула в спектакле Андрея Могучего «Три толстяка». В БДТ он так же смело идет по натянутой стропе над головами зрителей. Добравшись до крыши, Максим ударил молотом по огромной шестеренке, запустив тем самым символический театральный механизм. Занавес раздвинулся. Действо началось.

Выступили четыре уличных театра. На «разогреве» были известные во всем мире «летающие барабанщики» - театр Transe Express из Франции. Они показали спектакль Mobile Homme. Одетые в костюмы, чем-то напоминающие о наполеоновских солдатах, в треуголки, артисты неустанно били в барабаны. Ритмичные удары, подобно шаманскому бубну, действительно погружали в транс, восприятие реальности становилось чуть «сдвинутым». В какой-то момент артисты, не переставая барабанить, смело пошли в толпу, смешавшись со зрителями. Один шутливо занес барабанные палочки над белокурой головкой девушки, а та и не подумала возмутиться, рассмеявшись от души. Таких сценок было много, артисты активно вовлекали зрителей в игру.

Потом барабанщиков прицепили к специальным конструкциям и с помощью кранов подняли вверх. Взмыв в серое петербургское небо, они продолжали играть. Чайки тревожно нарезали круги, не понимая, кто посмел вторгнуться в их пространство.

А когда барабанщики вернулись на землю, на балкон Александринского театра вышли его худрук Валерий Фокин, министр культуры РФ Владимир Мединский, основатель Театральной олимпиады греческий режиссер Теодорос Терзопулос, японец Такаси Сузуки и глава города Александр Беглов. Речи были недлинными, слова Фокина о том, что Театральная олимпиада продлится пять месяцев, выступят более 50 театров из 21 страны, встретили аплодисментами.

А затем под забойную живую музыку французского ансамбля Fanfare S. N. O. B. выкатились на площадь чудо-летательные экипажи, заполненные людьми в экстравагантных костюмах. Немецкий театр Titanick показал спектакль Firebirds. Мэри Поппинс (представляющая почему-то Францию) в прелестных панталончиках грациозно, как «Девочка на шаре» Пикассо, балансировала на гигантском металлическом колесе. Братья Гагарины из России (один в костюме казака, другой в меховой шубе) катались на машине, похожей на пепелац из фильма Георгия Данелии «Кин-дза-дза», пили водку и танцевали под «Калинку-малинку»... С балкона, который только что покинули официальные лица, гомерически хохотал некто с выбеленным лицом и гигантскими черными крыльями. Мефистофель? Черный ангел? Он строил козни пилотам. Было забавно, хотя выглядело несколько зловеще.

Самое сильное впечатление на меня произвела «Одиссея», которую привез голландский театр Gajes. Даже если человек никогда не читал Гомера и ему неведомо, кто победил в Троянской войне, он не мог не проникнуться историей Одиссея. По бурному морю сквозь множество опасностей и соблазнов герой упорно стремится домой, к любимой Пенелопе. Актеры выезжали на специальных платформах, пластика их была завораживающе плавной, будто в замедленной съемке. Путешествие Одиссея сопровождалось живой музыкой - облаченные в белые одежды музыканты и певцы играли прямо среди толпы. К этому времени дождь уже припустил нешуточный. Запомнился трогательный момент: одна зрительница держала зонтик над виолончелью, на которой играла актриса театра. На вытянутой руке, долго, а сама при этом мокла.

К концу странствий насквозь промокший Одиссей выглядел вконец измочаленным: когда он приник к ногам Пенелопы, с него лилась вода. Так петербургская погода удачно дополнила образ.

Воссоединение Одиссея и Пенелопы публика приветствовала оглушительными овациями и криками «Браво!».

Уличные театры работают с энергиями, которые хранятся в нашем подсознании, в генетической памяти, высвобождая их. Методы их могут показаться грубоватыми тем, кто привык к утонченному психологическому или концептуальному театру. Но это не так. Им удается пробить «футляры», в которые мы прячем свои подлинные чувства, страхи, желания, освободить от всего того, что мучает нас. Кажется, что спадает камень с души. Это как древний обряд...

Площадь Островского - огромная. Зрителей много. А артисты уличных театров работают всегда в гуще народа. Нужен мощный энергетический потенциал, чтобы не только привлечь внимание публики, но и удерживать его довольно длительное время. Нужно взаимодействовать со зрителем, вовлекая его в действо, словно очерчивая магический круг, переступить который в традиционных театрах нам обычно невозможно. Сильное впечатление. Все четырехчасовое действо было построено грамотно, давки не было. Актеры перемещались по земле и в воздухе, спектакли шли у разных фасадов Александринки, зрители словно сами втягивались в шествия.

Жаль только, что из-за дождя многие ушли, не дождавшись окончания шоу. А финал был впечатляющим. Театр Close-Act (Нидерланды) показал грандиозный спектакль Malaya.

По площади среди толпы бродили на ходулях инопланетные существа с крыльями - в белых и черных одеждах. И парили в сыром, пронизанном каплями дождя пространстве внутри огромных шаров из сложно переплетенных металлических прутьев. Длилось это около часа под красивую музыку. Сюжета у спектакля как такового нет, но все было понятно: битва светлых и темных сил продолжается. Наверное, она будет вечной. На ней стоит мир.

А затем бесстрашный шут поднялся на крышу Александринки и ударом молота остановил механизм. Занавес!

P. S. Но это не конец. Театральная олимпиада продлится вплоть до Нового года. Впереди - спектакли Даниэля Финци Паска, Роберта Уилсона, Хайнера Гёббельса, Теодороса Терзопулоса, других звезд мировой театральной сцены. А также спектакли отечественных театров. Напомним, что события олимпиады пройдут также на Дальнем Востоке и в Японии.

Читайте также о том, что Картографический театр приглашает послушать «Оперы на чердаке».

#театральная олимпиада #шоу #театр

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 107 (6460) от 17.06.2019 под заголовком «Одиссей под дождем».


Комментарии