Театральная проза и поэзия. Какие спектакли и юбилеи ожидают петербуржцев?
Весна в театре, как и в природе, выдалась бурная. Премьеры, гастроли, юбилеи — все нагрянуло как‑то разом, глаза разбегаются, за всем не успеть.

ФОТО Matt Richmond on Unsplash
Стоило Александринскому театру отбыть на большие гастроли в столицу, как их подмостки наряду со сценой БДТ захватили артисты МХТ. Рассеянный зритель мог бы и не заметить перемен, поскольку в афише все тот же главный автор всех театров мира — А. П. Чехов с «Чайкой». А также «Маскарад» (правда, с закрытыми глазами, зато в постановке петербургского режиссера, ныне главрежа московского ТЮЗа, Петра Шерешевского) и «Жизель Ботаническая» по прозе Эдуарда Кочергина (напомню: в БДТ имеется своя постановка по Кочергину — «Крещенные крестами», зато московский спектакль поставил нынешний художественный руководитель Александринки Никита Кобелев). Вот так все сошлось и переплелось. Участвует в гастролях и худрук МХТ Константин Хабенский — петербуржцам было приятно видеть в роли Мюнхгаузена земляка, хотя на телеэкране мы видим его достаточно часто и как актера, и как общественного деятеля.

Большой драматический в эти дни тоже на виду. Конечно, главным событием было 100‑летие Иннокентия Смоктуновского, взлет карьеры которого начался в нашем городе с фильмов «Солдаты» и «Гамлет», но более всего с роли князя Мышкина в спектакле «Идиот». В тени этого юбилея чуть было не оказались две другие актерские даты, имеющие отношение к БДТ. Два друга, два товарища по сцене, два сверстника, два народных артиста Геннадий Богачев и Андрей Толубеев отмечали свои дни рождения (мартовские), как правило, вместе. В этом году они праздновали бы свое общее 160‑летие. Но оба ушли из жизни. Однако из памяти не ушли. И коллеги собрались на вечер воспоминаний в Доме актера, с которым у каждого многое было связано. Все помнят, что в разное время председателями ленинградского отделения ВТО (а позже петербургской организации СТД) были Ю. В. Толубеев и А. Ю. Толубеев.
По словам еще одного экс-главы нашего СТД Николая Бурова, если бы не преждевременная кончина Андрея Юрьевича, он, несомненно, удостоился бы звания почетного петербуржца — столь велик был его вклад во многие сферы художественной и общественной жизни города. Так о нем и вспоминали. Как о замечательном актере, чей талант, унаследованный от отца и мамы, Тамары Алешиной, пересилил его первое, базовое, образование: в Театральный институт он поступил после окончания Военно-медицинской академии и службы на кафедре космической медицины. Как об исполнителе таких, казалось бы, несовместимых ролей, как Марат и Бальзаминов (в театре ЛГУ), как Алексей в «Оптимистической трагедии», чеховский Лопахин, Вурм («Коварство и любовь»), Нерон и Аркашка Счастливцев, Арбенин, тюремщик Фрош в «Летучей мыши» (Михайловский театр) и Эдип (в спектакле Эрмитажного театра)…
Вспоминали литературные записи на радио и телевизионный цикл «Малые музеи Санкт-Петербурга», удостоенный Госпремии; его книги и пьесы, одна из которых («Падение Ниеншанца») поставлена на кукольной сцене, а вторая («Александрия») шла в кронштадтском Театре Балтийского флота… Память об Андрее Толубееве действительно хранят все те, кто видел его на сцене и на экране, кто слышал его «фамильный» голос, кто соприкасался в жизни, кому он помогал в трудную минуту. Не случайно после прощания в БДТ (это было в апреле 2008 года) вслед за аплодисментами в его честь — как полковника медицинской службы — гремел траурный салют.
Апрельские театральные встречи будут продолжены на разных сценах. В «Балтийском доме» с 4 по 9 апреля уже в 22‑й раз пройдет традиционный фестиваль «Встречи в России», где соберутся русские театры из Белоруссии, Узбекистана, Таджикистана, Казахстана и Абхазии и покажут спектакли, посвященные 80‑летию Победы.
Встреча с одним из самых выстраданных сочинений Михаила Булгакова — «Театральным романом» — состоится в Театре Ленсовета. Режиссер Роман Габриа (напомним: главный режиссер театра «Мастерская») пытается сохранить романную природу первоисточника, дополнив его историей взаимоотношений писателя Максудова с Независимым театром, то есть Михаила Булгакова со МХАТом. Фрагменты из «Дней Турбиных» должны прояснить исторический подтекст и контекст, поэтому на роль Сталина, как известно, одного из самых преданных зрителей мхатовского спектакля, назначен Михаил Боярский. В остальных ролях ведущие артисты театра и молодежь — от Анны Алексахиной и Сергея Мигицко до Антона Падерина и Анны Мигицко. Премьера намечена на 12 апреля.
Читайте также:
Готовят к юбилею Победы. Какие премьеры посвятят знаменательной дате петербургские театры
Знать все, что было до тебя. Руководителю театра «Мастерская» Григорию Козлову исполнилось 70 лет
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 59 (7881) от 03.04.2025 под заголовком «Театральная проза и поэзия».
Комментарии