Театр Со-Переживания

Затея московская – во всяком случае задействованы ГИТИС, Школа-студия МХТ, Театральный институт имени Щукина; но в числе приглашенных в экспертный совет – имена и столичных звезд (Сергей Безруков, Егор Бероев), и наших знаменитостей – режиссера Андрея Могучего, кинокритика Любови Аркус, актрисы Анны Ковальчук. Народный артист России Сергей Мигицко как сел в зрительном зале своего Театра Ленсовета, да так и смотрел все привезенные инклюзивные постановки.

Театр Со-Переживания | Хозе не видит и не слышит, говорить он тоже не может – но Кармен, да и зрители, понимают его без труда.ФОТО предоставлено лабораторией «Со-единение»

Хозе не видит и не слышит, говорить он тоже не может – но Кармен, да и зрители, понимают его без труда.ФОТО предоставлено лабораторией «Со-единение»

Театральную лабораторию «Со-единение» придумал Фонд поддержки слепоглухих – он тоже называется «Со-единение». У фонда в заслугах весенняя громкая премьера в Театре наций – спектакль «Прикасаемые» со слепоглухими и «зрячеслышащими» (так и писали в анонсах) Ингеборгой Дапкунайте и Анатолием Белым. Худрук театра Евгений Миронов получил за проект «социальную» премию «Импульс добра», но «Прикасаемые» еще и номинированы на высшую профессиональную театральную премию «Золотая маска-2016».

Очередной проект фонда был представлен на Международном культурном форуме в Петербурге – Театральная лаборатория, которая объединила три театральные школы, все они показали эскизы к будущим спектаклям.

– Я-то думал, что получится этакая благотворительность, а оказалось, что это больше нужно нам, чем им, – признается Дмитрий Брусникин (нетеатралам запомнился по киноролям, взять хоть «Петербургские тайны», театралам – по постановкам в МХТ им. Чехова и как профессор Школы-студии МХТ). Нам, то есть «обычным актерам»; им, то есть «особым».

Михаил Борисов (это для телезрителей он ведущий «Русского лото», а вообще – завкафедрой в ГИТИСе, профессор Театрального института им. Щукина) утверждает, что труднее всего было «выбрать литературный материал».

Выбрали остроумно. В эскизе по «Женитьбе» Гоголя сваха Фекла Ивановна снует по сцене, толкается, руками размахивает, пальцами в воздухе какие-то арпеджио выписывает: актриса немая, уморительно сообщала нам имя невесты – «Агафья Тихоновна Купердягина» (актер-партнер переводит). Зал ухохатывается, потому что бессловесная сваха заболтает, очевидно, кого угодно.

Один из гостей Агафьи Тихоновны, Жевакин, по-армейски четко приставными шагами делает разворот вокруг своей оси и рявкает: «Когда была эскадра наша в Сицилии...», а затем распевает баритоном по-итальянски. Это ему к лицу: актер – этакий итальянистый красавец. Только потом мы замечаем, что у парня не только кистей рук нет: его четкая поступь – из-за ножных протезов.

В «Чайке» Костя Треплев – деятельный, но вот без рук без ног (буквально). В «Кармен» по Мериме за Хосе и вовсе два человека играют: один в коляске – говорит; второй – не говорит, не слышит и не видит. Слепоглухонемой. Но Михаил Борисов загодя пояснял: «Когда мы влюблены, мы не видим и не слышим». Только и догадывайся, как на репетициях оттачивали движения, если слепой и неслышащий Хосе наравне с прочими контрабандистами устраивает на сцене потасовки.

Это и вправду не «благотворительность», это приобретение: инклюзивный театр способен натворить такого, чего мы и не видели, – в спектакле запросто несколько новых смыслов появляется. Если режиссер с умом.

На вопрос, а мы (все мы) к такому театру готовы, Михаил Борисов категорически отвечает: «Насколько готовы подъезды, магазины – настолько готовы и театры». В том смысле, что не готовы – вы на инфраструктуру посмотрите. «Готовы! – заявляет Дмитрий Брусникин. – Такой театр – необходимость, причем это надо делать срочно, иначе мы вернемся на много лет назад: вспомните, как фронтовиков-инвалидов отсылали с глаз долой. И если инфраструктура не готова, это говорит только о том, что наше общество больно».

В Школе-студии МХТ учится парень-колясочник (кажется, на продюсерском или еще каком-то «не актерском»), его сокурсники всякий раз на пятый этаж на себе доставляют. С одной стороны, возмутительно, не приспособлена школа-студия. С другой, как говорит Брусникин, «человек, поднявший другого на пятый этаж, как-то по-другому будет жить».

Дмитрий Брусникин, который в театральной педагогике 20 лет, ни разу не видел, чтобы инвалид приходил в театральный на прослушивание. Хочет предложить и «особых» принимать – талантливых, конечно, через конкурс. «Правильная мысль», – кивает Борисов.

Сейчас Брусникин помогает искать площадку московскому Театру простодушных (актеры – с синдромом Дауна): театру 16 лет – негде играть. «В Москве половина театров непосещаемых, таких «гробов», а если где-то происходит какая-то жизнь – это никому не нужно?».

Президент фонда «Со-единение» Дмитрий Поликанов ратует именно за инклюзивность, считает проект еще и образовательным для студентов театральных вузов: как-никак, поиск нового театрального языка. В начале 2017-го фонд планирует провести I Международный фестиваль-школу инклюзивного театрального искусства.

Михаил Борисов напомнил: русская театральная традиция – это школа переживания. Значит, сам бог велел.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 001 (5618) от 11.01.2016.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.