Театр должен помогать жить

10 февраля в ДК им. Горького московский театр «Ленком» показал в Петербурге спектакль «Пять вечеров» по пьесе Александра Володина. Так совпало, что гастроли прошли в день рождения драматурга. И в день завершения Володинского фестиваля. Режиссер спектакля Андрей Прикотенко хорошо известен петербургской публике. Выпускник мастерской Вениамина Фильштинского (того самого звездного курса, где учились Хабенский, Пореченков, Трухин), в родном городе он поставил немало заметных спектаклей, таких как «Эдип-царь» и «Антигона» в Театре на Литейном, «Лерка» в «Балтийском доме», «Лето одного года», «Трактирщица» и «Калека с острова Инишмаан» в БДТ им. Г. А. Товстоногова и других. В одном из интервью Андрей ПРИКОТЕНКО сказал: «Театр должен помогать жить». Наш корреспондент поговорила с режиссером о том, возможен ли сегодня такой театр.

Театр должен помогать жить | ФОТО предоставлено организаторами гастролей

ФОТО предоставлено организаторами гастролей

– Вы по-прежнему убеждены в способности искусства исцелять души?

– Более того, это убеждение с годами окрепло. Театр может быть каким угодно, когда я говорю «должен» – это требование только к себе, к моему театру. Театр должен помогать людям жить, самым разным людям; театр должен давать им силу к жизни. Хорошо бы зрители выходили после спектакля с желанием общаться, встречаться, чем-то делиться. Хочется, чтобы театр заряжал их энергией жизни.


– Мне кажется, пьеса «Пять вечеров» потому и не уходит из репертуара театров нашей страны, что дает людям волю к жизни, которая крепнет даже от робкой надежды на возможное счастье. Вы сами предложили Марку Захарову постановку этой пьесы?

– Нет, Марк Анатольевич позвонил мне и пригласил поставить в его театре володинские «Пять вечеров». Для меня это предложение было неожиданным, но я не раздумывая согласился. «Пять вечеров» – это недавнее прошлое, которое очень тесно связано с настоящим и все еще формирует его. Поэтому не было никакой борьбы с предлагаемыми обстоятельствами и той средой, в которой происходит действие пьесы. Напротив, мы постарались, чтобы эта среда сохранилась и возникло ощущение ее подлинности.

Мы позволили себе и кое-что домыслить, сказать прямым текстом то, что автор, по понятным причинам, не мог рассказать. В нашей версии из двенадцати послевоенных лет десять Ильин провел в ГУЛАГе. Он вернулся из лагеря, который сформировал его мироощущение, для меня это было важно.

В день премьеры в фойе мы сделали выставку. Специально для нее брали интервью у людей, которые вернулись из лагерей и до сих пор живы: в финале спектакля появляются их портреты. Для меня важна мысль, что сегодня Ильин может быть жив.


– Вы следите за тем, что происходит в современной драматургии?

– Конечно. В современной драматургии возникает много обаятельного. Но поиски сегодняшнего театра не выходят за пределы малого пространства. В этом нет ничего плохого, как нет плохого в самом ярком представителе актуального театрального процесса «Театре.doc». И в «Гоголь-центре» Кирилла Серебренникова, который все-таки получается тоже театром камерным. Но надо думать и о больших залах, куда ходит массовый зритель. Иначе возникнет разделение: здесь приверженцы одного направления, а там – другого, и не происходит диффузии, содержимое разных сосудов не переливается друг в друга. Нужны современные пьесы, которые были бы востребованы в большом пространстве.

Есть много пьес, в которых начало и первая половина очень хорошо написаны. Но никак не удается пьесу завершить. Наверное, в центре пьесы нет такого героя, вокруг которого можно построить значительный, крупный финал. Хочется, чтобы в современной драматургии появилась крупная форма, сейчас же пьесам не хватает масштаба.


– Над чем вы сейчас работаете?

– Собираюсь ставить спектакль по рассказу Татьяны Толстой из сборника «Ночь». А вообще у меня накопилось большое количество пьес и прозы, которые ждут своей реализации.


– Вам интересны новые формы театрального искусства или «помогать людям жить» легче более традиционными способами?

– Мне импонирует то, что происходит сейчас в современном театре. Я пытаюсь прочесть нашумевшую книгу Ханса Тиса Лемана «Постдраматический театр», мне это интересно. Но на современной российской сцене я до сих пор не увидел такой «постдраматический» спектакль, который бы меня заставил отказаться от своей театральной веры. Я приверженец того, что называется школой. Сейчас принято отрицать школу, отказываться от психологизма, «правдоподобия» и так далее. Меня же тянет к тому, что произвело на меня когда-то сильное впечатление, а это совсем другие вещи и пока не постдраматизм. Почему я должен предавать свои идеалы? Слово «сюжет» в современном театре стало ругательным. А мне нравится сюжет, что я могу с этим поделать? Впрочем, очень жду «постдраматического спектакля», который бы меня потряс и снял все вопросы.


– Вы считаете, театр влияет на настроения в обществе?

– Вокруг современного театра много шума, но театр от этого не стал значительнее. Точнее, стал значительным, но для слишком небольшого количества людей. Это хорошо, но мало. Мне нравится документальный театр, я внутренне тяготею к жанру, которому очень уютно в комнате, на малой сцене... Но надо что-то делать и с большими залами, с этой огромной системой государственных театров, которая, так уж случилось, появилась в нашей стране. Можно, конечно, эти здания позакрывать и создать много маленьких, как в Финляндии. Но ведь не получится. Пока не возникнет успеха в большом пространстве, не будет признания современного театрального искусства широкой публикой. Потому что именно большое пространство определяет успех, а не совокупность малых, как бы нам того ни хотелось.

Я повторюсь, в большом пространстве нужен сюжет. На малой сцене ты можешь работать с другими вещами: ставить собственные ощущения, импровизировать, вовлекать в диалог зрителей, рассказывать о том, что произошло вчера в нашей жизни – хотя бы выпуск новостей читать и превращать это в спектакль. Я сам мечтаю о театре импровизации, но в большом зале это все не годится.


– А почему современное искусство не может работать в больших пространствах?

– На мой взгляд, у сегодняшнего театрального истеблишмента возник некоторый перекос в приоритетах системы художественных ценностей. Ошибка в том, что стали отменять, разрушать и называть устаревшими какие-то важные театральные художественные принципы. Европейское сознание, к которому так стремится наш театральный передовой класс, никогда ничего не разрушало. Европа всегда продолжала, каким-то образом развивала и переосмысливала то, что было до. Поэтому она до сих пор и цела. Пытаясь создать европейский театр, мы в очередной раз попытались что-то отменить и разрушить до основания, а вот потом... Психологический театр – наша ценность, наше приобретение. Отменить старое, потому что мы просто новое поколение? Что-то есть в этом грубое и неправильное. Может, нам лучше наследовать, чтобы создавать новое.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 024 (5397) от 12.02.2015.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.