Театр должен быть разным

С начала сезона в Театре эстрады им. А. И. Райкина выпущено уже три премьеры. Последнюю представил в конце ноября режиссер Владимир Глазков - свою версию известной комедии Оскара Уайльда «Как важно быть серьезным». Спектакль называется «Искусство жениться». Владимир ГЛАЗКОВ ответил на вопросы журналиста Валерии ТУМКО.

Театр должен быть разным | Иллюстрация Repina-Valeriya/shutterstock.com

Иллюстрация Repina-Valeriya/shutterstock.com

- Владимир Иванович, порой можно услышать, что Уайльд «не создан» для нашей сцены. Вы не согласны?

- Думаю, что российским актерам действительно сложно «превратиться» в английских лордов. Беда, когда на сцене видишь «смесь французского с нижегородским». Но ведь поиграть в Уайльда мы можем? Мы смешиваем на сцене атмосферу Англии конца XIX века и атмосферу театра. Важно обозначить условия: это игра, мы играем. Поэтому наш спектакль озорной, с песнями и танцами. Музыку специально для нас написал композитор Владимир Баскин, который недавно выпустил «Портрет Дориана Грея» и «Алису в Стране чудес».

Я Уайльда обожаю! Люблю его остроумие, афористичность, люблю, когда в пьесе мысли сталкиваются и высекают искры. Это другой юмор, не «Комеди-клаб».

- О современном юморе вы невысокого мнения?

- Время идет, юмор и его восприятие зрителем меняется. Я это понимаю. Захвативший всю эстраду стенд-ап начинался от потрясающих конферансье, которых я еще застал: Бориса Брунова, Бена Бенцианова. Они умели сделать так, чтобы слово звучало. Могли несмешной текст сделать смешным. Умели импровизировать. Сейчас пошли по пути наименьшего сопротивления. В этом плане Уайльд дисциплинирует. Он выявляет и мастерство артиста, его интеллект, скорость мысли, способность к импровизации. Мне это важно, я за актерский театр.

- Против режиссерского?

- Театр может и должен быть разным. Если концепция режиссера работает на артиста - это прекрасно. А если концепция забивает актерскую игру, если режиссер делает из артиста марионетку: встал здесь, повернулся, сделал так, то это уже не режиссура, это дрессура!

- А вы согласны, что полный зрительный зал - главный критерий хорошего спектакля?

- Я люблю полный зрительный зал. Люблю, когда актер уходит со сцены под аплодисменты. Потому что я сам актер и понимаю, что уйти под звук собственных шагов или вежливые хлопки - страшно.

Театр с появлением режиссуры стал более упорядоченным, как говорит персонаж пьесы Антона Павловича Чехова: «Блестящих дарований теперь мало, это правда, но средний актер стал гораздо выше». Жесткая дисциплина мизансцены убивает актерскую импровизацию. А мне нравится, когда меня потрясают не капли воды или снег на сцене, а артисты. Тогда спектакль - живой, и каждый очередной не похож на предыдущий. Для этого у артиста должна быть свобода.

Можно выпустить хороший спектакль с точки зрения критики, а зрители начнут уходить с первого акта. Акимов с грустью замечал: то, что нравится критике, не нравится зрителю, и наоборот.

- На что же ориентироваться: на запросы публики или на предпочтения критиков?

- Товстоногов это умел сочетать. До сих пор для меня нет ничего мощнее «Мещан». Вспоминаю, и мурашки идут. В 1990 году спектакль сыграли в память о режиссере - и постановка полностью поменяла звучание! Бессеменов, герой Евгения Лебедева, говоривший, что семья - это основа, которую нельзя разрушать, из отрицательного персонажа вдруг стал положительным. А Нил - Кирилл Лавров, который звал разрушить дом, - наоборот. Нужно дом сохранять, в 1990-е годы это стало особенно ясно. Спектакль изменился со временем, с обществом, со страной, и для многих это стало потрясением. В зале были Ульянов и Смоктуновский, оба плакали. Вот это по-настоящему живой спектакль...

#Театр Эстрады #Владимир Глазков #премьера

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.