Театр должен быть разным

С начала сезона в Театре эстрады им. А. И. Райкина выпущено уже три премьеры. Последнюю представил в конце ноября режиссер Владимир Глазков - свою версию известной комедии Оскара Уайльда «Как важно быть серьезным». Спектакль называется «Искусство жениться». Владимир ГЛАЗКОВ ответил на вопросы журналиста Валерии ТУМКО.

Театр должен быть разным | Иллюстрация Repina-Valeriya/shutterstock.com

Иллюстрация Repina-Valeriya/shutterstock.com

- Владимир Иванович, порой можно услышать, что Уайльд «не создан» для нашей сцены. Вы не согласны?

- Думаю, что российским актерам действительно сложно «превратиться» в английских лордов. Беда, когда на сцене видишь «смесь французского с нижегородским». Но ведь поиграть в Уайльда мы можем? Мы смешиваем на сцене атмосферу Англии конца XIX века и атмосферу театра. Важно обозначить условия: это игра, мы играем. Поэтому наш спектакль озорной, с песнями и танцами. Музыку специально для нас написал композитор Владимир Баскин, который недавно выпустил «Портрет Дориана Грея» и «Алису в Стране чудес».

Я Уайльда обожаю! Люблю его остроумие, афористичность, люблю, когда в пьесе мысли сталкиваются и высекают искры. Это другой юмор, не «Комеди-клаб».

- О современном юморе вы невысокого мнения?

- Время идет, юмор и его восприятие зрителем меняется. Я это понимаю. Захвативший всю эстраду стенд-ап начинался от потрясающих конферансье, которых я еще застал: Бориса Брунова, Бена Бенцианова. Они умели сделать так, чтобы слово звучало. Могли несмешной текст сделать смешным. Умели импровизировать. Сейчас пошли по пути наименьшего сопротивления. В этом плане Уайльд дисциплинирует. Он выявляет и мастерство артиста, его интеллект, скорость мысли, способность к импровизации. Мне это важно, я за актерский театр.

- Против режиссерского?

- Театр может и должен быть разным. Если концепция режиссера работает на артиста - это прекрасно. А если концепция забивает актерскую игру, если режиссер делает из артиста марионетку: встал здесь, повернулся, сделал так, то это уже не режиссура, это дрессура!

- А вы согласны, что полный зрительный зал - главный критерий хорошего спектакля?

- Я люблю полный зрительный зал. Люблю, когда актер уходит со сцены под аплодисменты. Потому что я сам актер и понимаю, что уйти под звук собственных шагов или вежливые хлопки - страшно.

Театр с появлением режиссуры стал более упорядоченным, как говорит персонаж пьесы Антона Павловича Чехова: «Блестящих дарований теперь мало, это правда, но средний актер стал гораздо выше». Жесткая дисциплина мизансцены убивает актерскую импровизацию. А мне нравится, когда меня потрясают не капли воды или снег на сцене, а артисты. Тогда спектакль - живой, и каждый очередной не похож на предыдущий. Для этого у артиста должна быть свобода.

Можно выпустить хороший спектакль с точки зрения критики, а зрители начнут уходить с первого акта. Акимов с грустью замечал: то, что нравится критике, не нравится зрителю, и наоборот.

- На что же ориентироваться: на запросы публики или на предпочтения критиков?

- Товстоногов это умел сочетать. До сих пор для меня нет ничего мощнее «Мещан». Вспоминаю, и мурашки идут. В 1990 году спектакль сыграли в память о режиссере - и постановка полностью поменяла звучание! Бессеменов, герой Евгения Лебедева, говоривший, что семья - это основа, которую нельзя разрушать, из отрицательного персонажа вдруг стал положительным. А Нил - Кирилл Лавров, который звал разрушить дом, - наоборот. Нужно дом сохранять, в 1990-е годы это стало особенно ясно. Спектакль изменился со временем, с обществом, со страной, и для многих это стало потрясением. В зале были Ульянов и Смоктуновский, оба плакали. Вот это по-настоящему живой спектакль...

#Театр Эстрады #Владимир Глазков #премьера

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...