Театр про каждого из нас. В Петербурге стартовал фестиваль «Чехов. Отражения»
Одним из первых событий фестиваля стала выставка «Три сестры» Чехова — легенда Молодежного театра на Фонтанке» (12+), которая открылась в Театральной библиотеке.
ФОТО Anh Tuan To on Unsplash
Семен Спивак, художественный руководитель Молодежного театра, выпустил спектакль «Три сестры» в 2005 году, и все прошедшие двадцать лет он шел с неизменными аншлагами. Сразу после выпуска постановка получила «Золотой софит» за лучшую работу художников, а потом была неоднократно показана и отмечена на всевозможных фестивалях.
12 января «Трех сестер» сыграли в Молодежном театре в последний раз, а через неделю в Театральной библиотеке открылась выставка, на которой представлены костюмы главных героев и фотографии со спектаклей и репетиций. В первый день работы этой экспозиции прошла встреча с создателями постановки. Говорили о том, как родился замысел, вспоминали смешные случаи и лучшие моменты спектакля, но постепенно разговор обретал все большую глубину. И получилось так, что на примере «Трех сестер» Семен Спивак и его артисты рассказали об основных принципах своей работы, о своем понимании театра.
«Наши «Три сестры» — про каждого из нас. Про встречи и расставания, потерю дома и ориентации в пространстве», — объяснил Семен Яковлевич. А коллеги тут же дополнили: «После наших спектаклей люди часто говорят — это про меня».
Почему так? По мнению артиста Сергея Барковского, дело в том, что в Молодежном театре над каждой постановкой работают долго и кропотливо, вскрывая и уточняя глубинные смыслы.
«Без этой сложности ничего не получится. Если, на первый взгляд, ее нет, значит, надо искать, — говорит Барковский. — Только тогда мы будем иметь право выходить на сцену и о чем‑то говорить зрителю, чем‑то с ним делиться. Это право достигается в репетициях, в анализе пьесы, автора, в поисках ролей. И, наверное, в этом поиске и состоит смысл нашего дела. И зрительского дела. Мы вместе ищем…»
Еще одна важная для Молодежного театра тема — исторические пьесы, методы работы с ними. Для режиссера и артистов принципиально важно не осовременить старых авторов, классиков, а «найти современность в их реалиях, проникнуть туда и понять, как они думали, чувствовали, погрузиться и изучить, чем жили люди».
«Наш жанр — трагикомедия. Жанр сложный, как сама жизнь», — считает Семен Спивак. В этом смысле Чехов — один из самых органичных Молодежному театру драматургов, но и в пьесах других авторов театр ищет и находит точки пересечения забавного и драматичного, смеха и боли.
В этом сезоне Молодежный театр на Фонтанке отмечает 45 лет со дня основания, а в июне исполнится 75 лет Семену Спиваку. Главные мероприятия запланированы на лето, но праздничная программа уже стартовала.
Среди первых событий — выставка в Театральной библиотеке, подведение итогов третьего конкурса театральных рецензий «Верю. Молодые о Молодежном», творческие встречи, премьеры. Разговор о сущностных для театра темах, начатый в Театральной библиотеке, тоже продолжится.
Читайте также:
Весна приходит в январе. В городе на Неве отметят китайский Новый год
Режиссёр Галина Зальцман поставила премьеры в ТЮЗе и Театре на Васильевском
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 13 (7835) от 28.01.2025 под заголовком «Театр про каждого из нас».
Комментарии