Театр на Садовой выпустил первые серии научно-популярного проекта «Славянский бестиарий»

Театр на Садовой выпустил первые серии научно-популярного проекта «Славянский бестиарий» | В роли Участкового — Илья Дель, которого постоянные посетители Театра на Садовой запомнили по роли князя Мышкина в спектакле «Идиот»./ Кадр из серии проекта «Славянский бестиарий»

В роли Участкового — Илья Дель, которого постоянные посетители Театра на Садовой запомнили по роли князя Мышкина в спектакле «Идиот»./ Кадр из серии проекта «Славянский бестиарий»

Со славянской нечистью все мы знакомы с детства. Лешие, домовые, русалки и прочие сказочные существа живут на страницах книг, снова и снова становятся героями мультфильмов и кинофильмов. И, казалось бы, нам давным-давно все про них известно.

На самом деле это не так. До нашего времени не дошло практически ни одного оригинального источника, описывающего нежить, в которую верили наши предки. Все сведения передавались из уст в уста, многократно перетолковывались, подгонялись под ту или иную картину мира, адаптировались для детского восприятия.

Этнографы по крупицам собирали и до сих пор продолжают собирать информацию. А Театр на Садовой («Приют комедианта») решил поучаствовать в ее распрост­ранении — ознакомить своих зрителей с не всем известными фактами из жизни славянских духов, существ низшей мифологии. Так зародился проект «Славянский бестиарий», режиссерами которого выступили Дмит­рий Юшков и Максим Карнаухов.

Первые серии проекта уже можно посмотреть на странице театра в социальной сети «ВКонтакте». Они посвящены Водяному, Домовому, Русалке и Бабе-яге. На очереди — Леший, Кикимора, Банник, Упырь и другие пока не названные персонажи. В каждом видеосюжете соединены познавательная часть (рассказ этнографа) и игровые эпизоды из жизни вышеупомянутой нечисти.

Как это выглядит? Дмитрий Баранов, заведующий отделом этнографии русского народа Российского этнографического музея, делится со зрителями знаниями — пересказывает былички (истории от очевидцев, повстречавшихся с нечистой силой) и свои собственные приключения в этнографических экспедициях. Демонстрирует артефакты. Например, гребень, которым могла бы расчесываться Русалка, или сарафан, подобный тому, какой она готова надеть. Или, скажем, хлебную лопату. На такую Баба-яга предлагала усесться ­доброму молодцу. Учитывая размеры лопаты, просьба героя показать, как именно на ней устроиться, вполне оправданна.

Кроме того, зритель узнает, что Баба-яга — проводник в мир мертвых, проживающий в гробу (которым, по сути своей, и является избушка на курьих ножках). И о том, что славянские русалки обитали не только в воде, но и на берегу. Нет, у них не было рыбьего хвоста. Они ходили по суше на своих двоих, могли взбираться на деревья и не соскальзывали. Становится понятно, что Александр Сергеевич Пушкин этой информацией обладал.

Знал ли он о том, что русалки далеко не всегда являлись людям в облике девицы-красавицы? Что могли оказаться (показаться) безобразной старухой или даже конем? Это вопрос без ответа. Зато поклонники Театра на Садовой теперь обо всем этом не забудут, ибо ученая беседа перемежается игровыми вставками — забавными и запоминающимися.

Очевидно, что проект адресован в большей степени молодежи. Авторы сценария (Надежда Некрасова и Дмитрий Баранов) включили в него множество отсылок к популярным мемам, сериалам, шоу и так далее. В сериях, посвященных Водяному и Русалке, главным героем становится Участковый (Илья Дель). О встрече с Бабой-ягой повествует Искатель приключений (Андрей Вергелис, коего можно было увидеть в том же театре в черной комедии «Смерть Тарелкина»). Ну а правилами общения с Домовым делится Блогер (Игорь Ключников, занятый в постановке «Игра любви и случая»). В следующих сериях те же герои повстречаются с другими представителями мира иного и научатся с ними взаимодействовать без ущерба.

«Для меня этот проект — одно большое открытие, потому что я никогда в эту тему не заходил и всегда этой темы боялся. Узнал много интересного о том, как бороться со всеми этими недобрыми персонажами», — говорит Илья Дель.

Предполагается, что и зрителям сериал о славянской нежити подарит множество открытий. Ну а те, кто уже знаком с характерами, происхождением и обычаями мифологических существ, получат удовольствие от игры артистов, тонкого юмора и поворотов сюжета — почти всегда традиционных, но все равно внезапных.

Новые серии проекта «Славянский бестиарий» выходят по понедельникам и четвергам еженедельно.

Возрастное ограничение 12+

Читайте также:

Театр «Суббота» запустил интерактивный сериал «По ходу пьесы»

В прокат вышел фильм Никиты Высоцкого и Ильи Лебедева «Любовь Советского Союза»


#Приют комедианта #проект #сказка

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 2115 (7791) от 13.11.2024 под заголовком «Русалка не соскальзывает».


Комментарии