2Vtzqv4Hz9U

Театр «Мастерская» открыл сезон премьерой — постановкой «Как важно быть серьёзным»

Спектакль поставлен по мотивам комедии Оскара Уайльда.

Театр «Мастерская» открыл сезон премьерой — постановкой «Как важно быть серьёзным» | ФОТО Sonder Quest on Unsplash

ФОТО Sonder Quest on Unsplash

По-английски название этой пьесы звучит как The Importance of Being Earnest. В нем обыгрывается созвучие имени Эрнест со словом earnest — «серьезный» и (или) «искренний», «честный». Ни одному из переводчиков не удалось воспроизвести этот каламбур, по­этому перед спектаклем зрителю поясняют суть шутки, которая протянута через все действие. Главный герой этой комедии время от времени из серьезного человека по имени Джон преображается в своего вымышленного непутевого брата. В эти моменты он называет себя Эрнестом, а в финале оказывается, что это и есть его настоящее имя.

Дабы продолжить и усугубить игру, создатель спектакля Сергей Паньков тоже раздваивается. В программке он обозначен, как Эрнест, когда речь идет о постановщике, и как Сергей в перечне исполнителей (играет Паньков как бы сам себя — режиссера).

Дальше — больше. Текст Оскара Уальда дополнен фрагментами рассказа Карела Чапека «Как ставится пьеса». «Мы не намерены притворяться, что понимаем театр; его не понимает никто — ни люди, состарившиеся на подмостках, ни самые искушенные директора театров, ни даже газетные рецензенты», — признаются авторы спектакля словами чешского писателя.

На выходе зритель получает не постановку комедии Уайльда, а историю о закулисье, работе над спектаклем. Все начинается с распределения ролей и первой читки, а завершается премьерой. Рассказ выстроен ярко, гротескно и уснащен шутками, понятными только заядлым театралам. Иногда — только тем, кто хорошо знаком с подробностями внутренней жизни самой «Мастерской». Впрочем, парадоксы автора пьесы на этом фоне не теряются. Напротив, выигрывают — и в элегантнос­ти формулировок, и в провокационности.

А еще есть третий слой. В спектакле использован звуковой ряд фильма Федерико Феллини «Репетиция оркестра» — далеко не забавного. В нем режиссер рассмат­ривает оркестр как метафору общества и исследует механизмы возникновения «коллективного безумия», феномен бессмысленной жестокости толпы и растворения личности в оной. Эта параллель почти не разыграна, дана только намеком, но она есть.

Работа над постановкой начиналась с эскиза, который Сергей Паньков около года назад представил на фестивале «Школа. Студия. Мастерская» в рамках театральной лаборатории. В конце прошлого сезона зрителей пригласили на открытую репетицию, в начале нового состоялась премьера. Таким образом поклонники театра могли наблюдать за процессом создания спектакля о процессе создания спектакля практически в режиме реального времени.

И думается, что тут не случайность, а последовательное развитие игры, пронизывающей все действо. В этой постановке вмес­те с артистами на сцену выходят и работники разных служб театра — действующий помощник режиссера, гример, машинист сцены, монтировщик… На подмостках выстроены гримерки, на планшете сцены лежит люстра, которую ближе к финалу зажгут и поднимут (правда, не очень высоко).

Мы знаем, что Оскар Уайльд, потомок ирландских королей, автор непревзойденных парадоксов, эстет и денди, и сам любил поиграть со словами, истинами и собственной жизнью. В узком кругу он вместе с друзьями ставил сцены из своей «Саломеи» и, говорят, даже выступал в роли иудейской царевны. Его лукавая комедия «Как важно быть ­серьезным» предельно театральна, и в этом смысле ее выбор для постановки в жанре «театр в театре» логичен.

Однако язык Уайльда — легкий, изящный, афористичный — не всегда стыкуется со вставками, дописанными авторами спектакля. Обилие дополнений, разнородных аллюзий, намеков и полунамеков несколько замутняет кристальную чистоту оригинального текста и сюжета. Впрочем, как говаривал Константин Сергеевич Станиславский, можно и так. 

В театре можно практически все. Главное — искренне. И не слишком серьезно.

Читайте также: 

В «Манеже» открылась выставка «Пушкинская, 10». Ковчег ХХI века», рассказывающая о неформальном искусстве

Театр музыкальной комедии открыл 96‑й театральный сезон

#театр #Мастерская #премьера

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 150 (7726) от 14.08.2024 под заголовком «Быть или не быть серьезным?».


Комментарии