Театр «Карамболь» завершил сезон премьерой оперы-лайт «Дорога в Изумрудный город»
Детский музыкальный театр «Карамболь» завершил сезон давно запланированной мировой премьерой оперы-лайт «Дорога в Изумрудный город» Александра Пантыкина по мотивам двух сказочных повестей Александра Волкова в постановке Юрия Александрова.
ФОТО pixabay
В этой истории есть все слагаемые для того, чтобы с помощью языка музыки и театра захватывающе рассказать современным детям и их родителям о неизбежной победе добра над злом. Семь частей сказочного эпоса о случайном попадании маленькой Элли в страну, где наряду с цивилизованными царят и нецивилизованные нравы, черная и белая магия, по популярности сопоставимы с фэнтезийным эпосом о Гарри Поттере.
Папа и сын Александр и Сергей Пантыкины сочинили свою пьесу, где историю девочки Элли с легкостью «запараллелили» с историей мальчика Урфика — будущего Урфина Джюса, создателя разрушительных деревянных солдат-дуболомов. Написать оперу об этом герое Волкова старший Пантыкин-композитор мечтал с тех пор, когда был солистом свердловской группы «Урфин Джюс», только тогда свои мечты он задумывал воплотить в жанре рок-оперы. Сейчас, по прошествии пары десятков лет вынашивания замысла, родилась опера-лайт — как бы опера, но на самом деле почти стопроцентный мюзикл.
Мечты были и у обоих главных героев новой оперы-лайт — очаровательных девочки и мальчика. Она, росшая в счастливой семье папы-фермера (Алексей Бондаренко) и мамы-блондинки (Ольга Левина), мечтала о том, чтобы увидеть «что там за горизонтом» их фермы. Он, недолюбленный и недоласканный, росший у опекуна, без родителей, создавал причудливых кукол, вызывавших лишь недоумение и насмешку у сверстников, отчаянно дразнящих его. А потому мечты Урфика исказились и сломались — он желает отомстить недалеким однокашникам. Но к чему лукавить: кукла, которую он однажды принес в школу, и в самом деле могла внушить если не ухмылку, то испуг. Стоило на эту безобидную деревянную игрушку просыпать волшебный порошок, как зрители даже самых дальних рядов шарахнулись в ужасе, увидев Злого клоуна (Егор Матвеенко) с кровавой зубастой ухмылкой: ни убавить, ни прибавить — персонажа хоррора «Оно». Он‑то и возглавил войско безмозглых дуболомов, выструганных внезапно повзрослевшим Урфином для истребления сказочной страны жевунов.
Магия большинства спектаклей «Карамболя» заключается в том, что почти в каждом из них все устроено как в доме большой и дружной семьи, в которую вдруг приходит беда, с которой всем необходимо справиться, — победить тьму, вновь увидеть свет. Так получилось и на этот раз, когда в мир счастливых и беспечных родителей и дочки Элли ворвался черный ураган, присланный ошалевшей от злости колдуньей Гингемой. Девочка из Канзаса в изумительном исполнении обаятельной Тоси Щербанюк с ее звонким, задорным, интонационно точным голоском, в этой сказке оказалась почему‑то без своего верного друга — песика Тотошки. Появись он в партитуре, ему и Элли пришлось бы неизбежно как‑то делить звуковую тесситуру, да и внимание маленьких слушателей.
Остальные друзья Элли, попавшей в другое измерение, появились в той же очередности, что и у Волкова. Сначала Страшила в вальяжно-уморительной интерпретации Андрея Котова, потом совсем не страшный Лев в остро ироничном воплощении Дмитрия Стефанова и, наконец, романтичный рыцарь Железный Дровосек (Мирослав Федючек), грезящий о возвращении своего благородного сердца. Композитор написал для этого страдающего железного персонажа абсолютный шлягер о далекой возлюбленной, словно вспоминая свою рокерскую молодость в группе «Урфин Джюс». Еще одним хитом, исполненным оркестром театра под управлением Сергея Тарарина, стала пронзительная родительская колыбельная, которая заставила слушателей прослезиться, когда папа с мамой запели ее в момент пропажи ребенка.
Режиссер вслед за композитором по‑отечески заботливо выстроил диалоговые мизансцены. Настоящий рокер, прекрасный папа и дедушка композитор Александр Пантыкин написал оперу-лайт так, что маленькая героиня Элли не уступала взрослым коллегам-артистам в бесстрашной демонстрации исполнительских возможностей. В зале чувствовалось, что дети — такие же отчаянные борцы за свое счастье, как и взрослые. Впрочем, «Карамболь» всегда славился тем, что ставил ребенка в процессе театрального воспитания на высокий пьедестал, заставляя задумываться над самыми взрослыми вопросами.
Восхищение вызвал и учащийся детской студии «Карамболя» Саша Якименко в роли Урфика — маленький артист с большим стажем работы в этом театре. В арии отчаяния после того, как его куклу не приняли одноклассники, он показал поразительный актерский потенциал, который был подхвачен его старшим коллегой — Вячеславом Рязановым в роли подросшего Урфина Джюса. Они встретятся на сцене вместе ближе к финалу, когда Прем Кокус, старый наставник дорвавшегося до власти Урфина, напомнит ему о том, каким славным он был в детстве, и тем вернет на путь истинный.
Высокую оперную планку в спектакле задала Юлия Надервель в роли доброй феи Виллины в своей развернутой арии о том, что «миром правит любовь». Почти игрой престолов выглядела сцена «битвы магов» — розовой Виллины и черной Гингемы. Композитор не поскупился на музыку для злых сил, которые, как известно, всегда отличались большей притягательностью от своих добрых антагонистов. Анна Балобанова в роли Гингемы получилась отменной злодейкой, напомнив и о Карабос из «Спящей красавицы», и о колористике «Бала вампиров», вызвавших к жизни столько апологетов. Солистка «Карамболя» Лина Нова в роли вороны-провокаторши и подстрекательницы Гуамоко, проходившая птичьей походкой в экстравагантном черном костюме и перчатках с большими когтями весь спектакль под маской, показала, на что способна большая актриса, рожденная для театра. Ее голос с большим не только вокальным, но и интонационно-стилистическим диапазоном, включающим умопомрачительную джазовую импровизацию, невозможно было не узнать. И вновь подумалось, что этот голос достоин большого бенефиса и новых исполнительских вершин.
Ас дуболомами Урфина поступили как в сказке, исправив их безнадежно унылые гримасы на улыбки…
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 128 (7211) от 15.07.2022 под заголовком «Изумруды и улыбки «Карамболя»».
Комментарии