Тайны «Картинного дома»

Вчера в Ораниенбауме первых посетителей принял «Картинный дом». Это еще один музей в созвездии ГМЗ «Петергоф». И первый, меняющий представление о личности императора Петра III.

Тайны «Картинного дома» | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

По деревянным ступеням Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме ступала нога основателя нашего города. Десять дворцовых интерьеров открыты для публики. Нынешним летом завершатся реставрационные работы в «покоях Воронцовой», в Церковном и Японском павильонах.

Нельзя пройти мимо Китайского дворца. Реставрация «собственной дачи» Екатерины II идет с 2009 года, впереди еще много работы. Но открывающиеся один за одним интерьеры наполняются вещами, обретают завершенный вид.

И все же главная новость сезона – «Картинный дом». Он построен в середине XVIII столетия по проекту Растрелли для художественных коллекций великого князя Петра Федоровича, впоследствии императора Петра III. С 1754-го по 1761 год в нем размещались: оперный театр, картинная галерея, собрание гравюр, библиотека и кунсткамера. Своеобразный культурный центр.

Для публики вчера открылись двери пяти залов: картинная галерея, кабинет-библиотека, кунсткамера (в двух помещениях) и двусветный зал.

С последнего и начинается знакомство с коллекцией Петра Федоровича.

Наполненный светом и воздухом зал – лучшее пространство для картин. Здесь и висят большие полотна, иллюстрирующие сюжеты Ветхого и Нового Заветов. Часть картин передана на временное хранение из Эрмитажа, более восьмидесяти полотен из собрания Ораниенбаума и Петергофа. Многое с советского времени находилось в музейных фондах на валах, как принято хранить крупноформатную живопись. Реставраторы Русского музея привели картины в экспозиционное состояние.

Коллекция Петра Федоровича насчитывала более 450 живописных полотен. Это было одно из крупнейших частных российских собраний XVIII века. Складывалось оно в течение двух десятилетий из разных источников – заказы художникам, подарки, приобретения. Великий князь в средствах был ограничен. Свой художественный вкус он в полной мере проявил, взойдя на престол. Подбор коллекции не был случайным. В нее входили основные живописные жанры и художественные школы – итальянская, фламандская, голландская, французская, испанская. В описях упоминаются Рембрандт, Тициан.

Полотна, как и прежде, сплошь покрывают стены картинного зала – шпалерная, характерная для XVIII века, развеска. Благодаря схемам и описям, составленным в 1762 году, удалось выявить и вернуть на исторические места пять оригинальных полотен из коллекции Петра Федоровича.

«Картинный дом» строился для размещения живописи. Со временем там нашлось место для библиотеки и кунсткамеры. В библиотеке на столе, покрытом бархатом, документы, глобус, солнечные часы и скрипка, напоминающая о еще одном увлечении Петра Федоровича – музыке. У него было несколько скрипок, сделанных известными мастерами. На музыкальных представлениях в театре, расположенном под крышей «Картинного дома», император в прямом смысле играл первую скрипку.

Книжное собрание великого князя насчитывало более 4000 томов. Воссоздан резной шкаф, где они хранились. В шкафу-витрине английской работы за стеклом восточный фарфор, которым будущий император тоже увлекался.

В двух комнатах, где располагалась кунсткамера, воссоздан исторический цвет стен, стеллажи для образцов диковинок XVIII века. Здесь хранились исторические и минералогические древности. На полках произведения китайских и японских мастеров – фарфор, мелкая пластика, морские раковины, предметы из дерева... Что-то Петр Федорович приобретал, что-то заимствовал из Кунсткамеры в Петербурге. Сам купил диковинку – шар в шаре из резной слоновой кости, вазы, китайские заводные механические игрушки.

После убийства Петра III хозяйкой Ораниенбаума стала Екатерина II. «Картинный дом» ей был без надобности, он пустовал. Ценные вещи, чтобы не пропали, по распоряжению рачительной императрицы отправили в Петербург в Академию художеств, Императорский Эрмитаж и Петровскую Кунсткамеру. В «Картинном доме» размещался госпиталь, жилые квартиры. С начала прошлого столетия здание использовалось для учебных заведений. Старожилы Ломоносова еще помнят школу, располагавшуюся в этих стенах. В 1970-е годы здание-памятник передали в ведение музея.

Вчера «Картинный дом» открыл публике не все тайны. В начале июля в Оперном зале посетители станут зрителями и участниками удивительного зрелища. При помощи мультимедиа- технологий будет воссоздан фрагмент оперы «Цефал и Прокрис». Как обещают организаторы, зрители окажутся в атмосфере театра XVIII века, увидят «изнанку» сцены и эффектные сценографические приемы того времени.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 098 (5471) от 03.06.2015.


Комментарии