Тайны Разлива. С кем Ленин жил в шалаше?

Мало кто уже помнит, что 22 января в нашей стране было когда‑то нерабочим днем. В календаре он значился как «День памяти Ленина и 9‑го января». Если соблюдать предельную точность, В. И. Ульянов (Ленин) ушел из жизни 21 января 1924 года, но о его кончине жители советской страны узнали лишь спустя сутки. Рабочим днем 22 января стало с 1952 года: как говорилось в указе Президиума Верховного Совета СССР, сделано это было, «идя навстречу многочисленным пожеланиям трудящихся и учитывая поступившие заявления от профсоюзных и других общественных организаций».

Тайны Разлива. С кем Ленин жил в шалаше? | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Тем не менее январский ленинский день оставался памятным, и в музеях вождя было многолюдно. Пусть даже посетители приходили не по зову собственной души, а организованно: так было нужно, так считалось правильным. Одним из таких мест памяти был ленинский шалаш за Сестрорецком, который теперь входит в Историко-культурный музейный комплекс в Разливе.

Мы побывали там недавно. Как признались сотрудники, в тот день в музее, кроме нас, было еще два посетителя. Зато это явно были неслучайные люди. Один из них часа полтора вдумчиво изучал экспозицию, которую можно бегло осмотреть минут за двадцать…

Сейчас не сезон, самый большой поток у нас с мая по сентябрь, когда здесь можно еще и просто хорошо отдохнуть на природе. Причем среди публики много москвичей и гостей из регионов. Добираются все своим ходом, — поясняет заместитель директора Михаил Клименко.

В XX веке до шалаша ходил рейсовый автобус. В нынешнем администрация музея не раз поднимала вопрос, чтобы его вернуть, но всякий раз получала ответ перевозчиков: нерентабельно.

Можно воспользоваться маршруткой, которая идет в жилой район на берегу озера Разлив. Оттуда пешком до музея — чуть больше трех километров. В любом случае — гораздо ближе, чем от железнодорожной станции Тарховка, — говорит Клименко. — А летом к шалашу ходит паром из Сестрорецка, который местные зовут «калошей».

В окрестностях шалаша действительно есть что посмотреть. В последние лет десять здесь начали формировать музей под открытым небом. У самого здания музея — огромная «голова Ленина» работы Григория Ястребенецкого, которая когда‑то украшала сцену в БКЗ «Октябрьский». На аллее, ведущей к причалу, — две бронзовые скульптуры работы Матвея Харламова. Одна — 1925 года, находилась на ведомственной территории завода «Красный выборжец», другая — 1926 года, стояла возле Нарвских ворот.

В принципе мы готовы принять и другие интересные образцы советской скульптуры, — говорит Михаил Клименко. — В то же время не хотелось бы нарушить мемориальность места, которая существует до сих пор, и делать здесь, условно говоря, «кладбище Ильичей».

Впрочем, и мемориальность — понятие тоже достаточно переменчивое. Совсем недавно музей открыл выставку, на которой представил обнаруженные в последние годы документальные свидетельства о том, что Ленин в шалаше был не один, а с Григорием Зиновьевым. И подробно проследил, как образ ближайшего соратника вождя в буквальном смысле вычеркивали из истории, связанной с шалашом.

Центральным экспонатом стали фотографии 1918 или 1919 годов (точная дата неизвестна), запечатлевшие, как Зиновьев с группой руководящих товарищей приезжал в Разлив. Снимки, сохранившиеся в архиве бывшего Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС (ныне РГАСПИ), сделаны как раз возле того самого шалаша, в котором он еще совсем недавно скрывался с Ильичом.

В 1922 году в журнале «Красная летопись», который издавался Петроградским истпартом (Комиссией по истории Октябрьской революции и Российской коммунистической партии большевиков), была опубликована статья, озаглавленная «Таинственный шалаш». Ее автором был Николай Емельянов — тот самый рабочий, который прятал Ленина сначала в своем сарае в Разливе, а потом в шалаше. И там четко говорилось, что Ленин был там вместе с Зиновьевым, — говорит научный сотрудник музея Вячеслав Самоходкин. — Среди наших экспонатов — машинописная рукопись с правками Емельянова и Зиновьева.

Шалаш3_Д.jpg

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Именно с тех пор шалаш стал восприниматься как мемориальное место. На обложке журнала «Ленинград» 1924 года, который издавался как приложение к «Ленинградской правде», помещена иллюстрация художника Марка Шафрана: Ильич возле шалаша читает кадетскую газету «Речь» (надо ведь знать, о чем пишут оппоненты!), а рядом, опершись на грабли, стоит Зиновьев.

Мемориализация шалаша была важна лично Зиновьеву: в противостоянии сначала с Троцким, а затем и со Сталиным ему надо было подчеркнуть, что в самые тревожные дни 1917 года, когда решалась судьба революции, именно он, Григорий Зиновьев, находился рядом с вождем. Показать, что он был наиболее близок к Ленину, а потому достоин быть его наследником, — говорит Самоходкин.

После того как в декабре 1925 года на XIV съезде партии Зиновьев потерпел поражение, Сталин отправил своих эмиссаров чистить Ленинград от «зиновьевцев». Пострадали и гипсовые слепки барельефа работы скульптора Виктора Синайского, подготовленные для будущего памятника «Шалаш»: с них убрали облик Зиновьева, попросту сколов лицо опального партийца. Когда же в марте 1926 года был принят новый проект памятника в Разливе работы архитектора Александра Гегелло (его‑то и осуществили), никаких упоминаний о Зиновьеве он уже не содержал.

Еще один любопытный эпизод — публикация в «Огоньке» в ноябре 1927 года мемуаров фотографа Дмитрия Лещенко «Как я снимал Ленина в подполье». Буквально в последний момент фамилию Зиновьева из них вычеркнули. В результате текст от имени Лещенко выглядел следующим образом: «На земле небольшая куча сена. Под ней что‑то зашевелилось… Это и был знаменитый «шалаш», в котором жили довольно продолжительное время товарищи и Ленин».

Очевидно, первоначально вместо «товарищи» значилось «Зиновьев». А главное, об обитателях шалаша во всем тексте говорилось во множественном числе: «Сначала они в темноте приняли нас за чужих, но быстро меня узнали. Я вполз в «шалаш», и мы там тихо беседовали»…

С тех пор Ильич в шалаше «остался» один, — поясняет Самоходкин. — Только во время оттепели появилась повесть Эммануила Казакевича «Синяя тетрадь», в которой снова появился Зиновьев. И в 1964 году на экраны даже вышел художественный фильм по этому произведению, в котором были показаны оба вождя.

Причем Зиновьев был показан как антитеза Ленину — сомневающийся, вялый, ленивый. Зиновьев спит до обеда, а Ленин уже с раннего утра работает в «зеленом кабинете». Но даже такая трактовка была недолгой, поскольку против выступил партийный идеолог Михаил Суслов: как это «враг народа» может быть рядом с Лениным? В результате фильм надолго лег на полку, а любое упоминание о Зиновьеве в шалаше снова запретили…

И, наконец, еще одна любопытная деталь. Сотрудникам музея удалось найти в архиве письмо Владимира Бонч-Бруевича директору Музея революции в Москве Сергею Мицкевичу, датированное 1931 годом. Бонч-Бруевич сообщал, что у сестры покойной Златы Лилиной, первой жены Зиновьева, была найдена водонепроницаемая прорезиненная палатка, в которой, как она заявляет, Ленин с Зиновьевым ночевали в Разливе. Мицкевич направил запрос Зиновьеву, в котором спрашивал уже опального политика: действительно ли это та самая палатка? И был ли вообще шалаш? К сожалению, ответ историки пока не нашли.

#Ленин #музей #память

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 10 (7093) от 21.01.2022 под заголовком «Он был не один в шалаше».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?