Тайны литографии: как печатник и художник создают вместе шедевры
Принято считать, что автором произведения в технике печатной графики является художник. На самом деле не менее значимую роль в создании оттиска играет печатник. Тому, как совместно работают два мастера, посвящены экскурсии, которые проводит в литографской мастерской на Звенигородской улице Алексей Баранов, потомственный печатник. Он показывает публике готовые оттиски, литографские камни и печатный станок 1896 года.
ФОТО АВТОРА
«Литография — результат сотворчества художника и печатника, основанного на взаимопонимании и взаимоуважении, — говорит Баранов. — Художник приходит в мастерскую с эскизом будущей литографии, мы обсуждаем детали предстоящей работы, для которой я шлифую камень, и он приступает к рисованию на нем, которое может занимать неделю и более».
Когда рисунок закончен, роли меняются. Художник берет на себя роль помощника печатника, подготавливает бумагу, ассистирует в процессе печати, контролируя качество получаемых оттисков.
По традиции, один экземпляр работы всегда остается в мастерской. Каждая из порядка тридцати работ, представленных в мастерской, показывает индивидуальность художника. Вместе они стали своеобразным музеем литографии.
Современно для современников. В Петербурге открылась выставка «Немного не такая библиотека»Работа Натальи Быковой «Спрут» выполнена в особой «живописной» манере; графичны листы Ксении Аврамовой, вдохновленные произведениями Томаса Манна; мистичны иллюстрации к русским сказкам Бориса Забирохина. Художница из Сибири Женя Бегучая создает ботанический атлас лишайников. В каждый экземпляр книги будут вставлены литографии. С миниатюрными изображениями растений контрастирует большая цветная литография «Охотники», созданная Александром Лыткиным. Это оммаж Питеру Брейгелю-старшему, работа получила несколько премий на международных конкурсах.
На экслибрисе, сделанном по частному заказу, Лыткин изобразил ангела и черта, играющих в настольный футбол. Это аллегория коммерциализации большого спорта. Кстати, сейчас экслибрисы перестали вклеивать в книги. Они стали самостоятельным видом графики, сохранив надписи «из книг…» с именем владельца.
Для тех, кому интересны технические приемы, использованные при печати, Баранов рассказывает о них подробнее.
Отдельный стенд посвящен истории литографии и ее отражению на марках, открытках и других печатных материалах. Мы привыкли считать литографию старинной техникой, но она изобретена сравнительно недавно — в 1798 году актером и литератором Алоизием Зенефельдером, случайно заметившим на известняке отпечатки листьев растений.
Появление литографии в России связано с именем барона Павла Львовича Шиллинга, друга Пушкина, востоковеда, криптографа, изобретателя электромагнитного телеграфа. В 1818 году он открыл в Петербурге литографскую мастерскую и усовершенствовал технику печати.
Читайте также:
Этих дней не смолкнет слава. В РОСФОТО работает выставка «Страна Победы»
В Горном университете императрицы Екатерины II завершена работа над созданием «Книги памяти»
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 90 (7912) от 22.05.2025 под заголовком «Время собирать оттиски с камня».




Комментарии