Тарелка с молотком
В Эрмитаже открылась выставка «Голос времени. Советский фарфор: искусство и пропаганда», посвященная 100-летию русской революции и одновременно входящая в серию «Поднесение к Рождеству», которая проводится совместно с Императорским фарфоровым заводом.

ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Возможно, кому-то сочетание — пропаганда и Рождество — покажется неуместным. Но за 18 лет существования проекта получилась самая умная, интеллектуально насыщенная выставка. Около ста произведений созданы на ГФЗ — ЛФЗ начиная с 1919 года и находятся в собрании Эрмитажа.
Выставка показывает, как менялся советский фарфор. За короткое в исторических масштабах время он прошел богатый путь. Вначале — повседневная посуда с блестящими рисунками мастеров русского авангарда и фарфоровые фигуры, изображающие энтузиазм создателей нового мира, «будни великих строек» 1930-х годов. В финале — засушенный соцреализм послевоенных парадных ваз, украшавших дома культуры и красные уголки на предприятиях, и вычурные декоративные блюда для празднований юбилеев Октябрьской революции в 1977 и 1987 годах, когда таланты художников вступили в явное противоречие с идеологическим заказом.
Как рассказала «Санкт-Петербургским ведомостям» Татьяна Кумзерова, старший научный сотрудник музея, куратор выставки, она стремилась соединить известные предметы и произведения, которые редко показываются широкой публике. Из часто выставляемого куратор назвала тарелки «Красная лента» и «Кубистическая с молотком». Они созданы в 1919 году по эскизу Сергея Чехонина, который до 1927 года был художественным руководителем ГФЗ. Дизайн тарелки «Земля трудящимся» принадлежит Натану Альтману.
К редкостям относятся тарелка художницы Марии Лебедевой с изображением молодых людей, укладывающих кирпичи, и надписью (на немецком языке): «Да здравствует власть рабочих». Она предназначалась на экспорт. Из частного собрания представлена тарелка Алисы Голенкиной 1920 года с портретом Ленина и надписью: «Власть не передают — ее берут с оружием в руках». Это первое изображение вождя на фарфоре.
Сенсацией стал показ блюда «Ужас» (1922) Сергея Чехонина, также из частного собрания. На нем изображена страшная волосатая голова, нависшая над городом. По одной версии, это часть серии, которую художник готовил для аукциона в помощь голодающим Поволжья наряду с тремя блюдами — «Скорбь», «Голод», «Печаль». По другой версии, это реакция художника на современные ему события. В советские времена блюдо называли «Аллегория революции, уничтожающей православие». Это произведение долгое время принадлежало Эриху Голлербаху, другу и биографу Чехонина. Уезжая в эмиграцию, художник забрал с собой «Печаль» и «Голод». «Ужас» остался в СССР и поэтому сохранился.
Из наиболее интересного, созданного в 1930 годы куратор выставки назвала скульптуру «Девушка с книгой» Александра Самохвалова и сервиз «Первое метро в СССР» (авторы — Ева Штриккер, Людмила Протопопова, Алексей Скворцов) с точными изображениями станций, вождей и схемой первой ветки.
Особое место на выставке занимает многофигурная композиция «Под солнцем сталинской конституции» (1951 — 1952), созданная Софьей Велиховой и другими художниками ЛФЗ. В отличие от многочисленных показов фигур в национальных одеждах центральная композиция с портретом вождя в образе солнца выставлялась всего один раз, 65 лет назад. Специалисты считают, что она существует в единственном экземпляре.
Выставку дополняют произведения художников ИФЗ последних лет на важные общественные темы. Самое актуальное — комплект шахмат «Ресурсы» Михаила Сорокина с пешками в виде бочек с нефтью.
Материалы рубрики
В Российском этнографическом музее работает выставка «Якутский стиль. Наследие и творчество»
В Мраморном дворце работает выставка «Параллельные вселенные. От абстракции к артефакту»
Во Всеросийском музее Пушкина представят выставку «Физионотрас»
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии