Тарелка с молотком

В Эрмитаже открылась выставка «Голос времени. Советский фарфор: искусство и пропаганда», посвященная 100-летию русской революции и одновременно входящая в серию «Поднесение к Рождеству», которая проводится совместно с Императорским фарфоровым заводом.

Тарелка с молотком | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Возможно, кому-то сочетание — пропаганда и Рождество — покажется неуместным. Но за 18 лет существования проекта получилась самая умная, интеллектуально насыщенная выставка. Около ста произведений созданы на ГФЗ — ЛФЗ начиная с 1919 года и находятся в собрании Эрмитажа.

Выставка показывает, как менялся советский фарфор. За короткое в исторических масштабах время он прошел богатый путь. Вначале — повседневная посуда с блестящими рисунками мастеров русского авангарда и фарфоровые фигуры, изображающие энтузиазм создателей нового мира, «будни великих строек» 1930-х годов. В финале — засушенный соцреализм послевоенных парадных ваз, украшавших дома культуры и красные уголки на предприятиях, и вычурные декоративные блюда для празднований юбилеев Октябрьской революции в 1977 и 1987 годах, когда таланты художников вступили в явное противоречие с идеологическим заказом.

Как рассказала «Санкт-Петербургским ведомостям» Татьяна Кумзерова, старший научный сотрудник музея, куратор выставки, она стремилась соединить известные предметы и произведения, которые редко показываются широкой публике. Из часто выставляемого куратор назвала тарелки «Красная лента» и «Кубистическая с молотком». Они созданы в 1919 году по эскизу Сергея Чехонина, который до 1927 года был художественным руководителем ГФЗ. Дизайн тарелки «Земля трудящимся» принадлежит Натану Альтману.

К редкостям относятся тарелка художницы Марии Лебедевой с изображением молодых людей, укладывающих кирпичи, и надписью (на немецком языке): «Да здравствует власть рабочих». Она предназначалась на экспорт. Из частного собрания представлена тарелка Алисы Голенкиной 1920 года с портретом Ленина и надписью: «Власть не передают — ее берут с оружием в руках». Это первое изображение вождя на фарфоре.

Сенсацией стал показ блюда «Ужас» (1922) Сергея Чехонина, также из частного собрания. На нем изображена страшная волосатая голова, нависшая над городом. По одной версии, это часть серии, которую художник готовил для аукциона в помощь голодающим Поволжья наряду с тремя блюдами — «Скорбь», «Голод», «Печаль». По другой версии, это реакция художника на современные ему события. В советские времена блюдо называли «Аллегория революции, уничтожающей православие». Это произведение долгое время принадлежало Эриху Голлербаху, другу и биографу Чехонина. Уезжая в эмиграцию, художник забрал с собой «Печаль» и «Голод». «Ужас» остался в СССР и поэтому сохранился.

Из наиболее интересного, созданного в 1930 годы куратор выставки назвала скульптуру «Девушка с книгой» Александра Самохвалова и сервиз «Первое метро в СССР» (авторы — Ева Штриккер, Людмила Протопопова, Алексей Скворцов) с точными изображениями станций, вождей и схемой первой ветки.

Особое место на выставке занимает многофигурная композиция «Под солнцем сталинской конституции» (1951 — 1952), созданная Софьей Велиховой и другими художниками ЛФЗ. В отличие от многочисленных показов фигур в национальных одеждах центральная композиция с портретом вождя в образе солнца выставлялась всего один раз, 65 лет назад. Специалисты считают, что она существует в единственном экземпляре.

Выставку дополняют произведения художников ИФЗ последних лет на важные общественные темы. Самое актуальное — комплект шахмат «Ресурсы» Михаила Сорокина с пешками в виде бочек с нефтью.

#выставка #"Эрмитаж" #фарфор

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.